Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

Армянская колония Армавира

 

Л. А. Погосян

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КОЛОНИИ

Содержание книги :: Содержание раздела

 

1. СВЯЗЬ КОЛОНИИ С АРМЕНИЕЙ

 

С самого начала своего основания армянская колония Армавира находилась в деловых отношениях как с родиной—Арменией, так и с армянским населением русских городов. Активные связи этой небольшой колонии свидетельствуют о том, что Армавир не жил замкнутой жизнью. Он имел оживленные экономические и культурные связи в общероссийском масштабе и принимал участие в общественно-политической жизни страны.

Связь армавирской армянской общины с родиной осуществлялась, что характерно и для других армянских колоний в России, в первую очередь через армянскую церковь. Армавир был основан в 1839 г., когда в общественно-политической жизни страны, в политике России по отношению к Армении и армянским колониям произошли значительные изменения. Известно, что армянская церковь издревле, особенно после падения армянского государства, фактически выступала как организация, заменяющая армянскую государственную власть. В условиях отсутствия армянской государственности и тяжелого господства Турции и Персии большая часть распоряжений национальными делами и внешние сношения с Россией и западноевропейскими государствами производились через Эчмиадзинский католикосат.

После присоединения Восточной Армении к России царское правительство начинает ставить препятствия перед армянским духовенством и постепенно лишает его части прежних прав. С другой стороны, царское правительство преследовало цель—использовать авторитет Эчмиадзинского католикосата и армянского духовенства для распространения своего влияния на восточных и западных армян. Положение об армянской церкви, изданное 11 марта 1836 года, разграничивало вопросы правомочий армянской церкви и царского правительства. Согласно «Положению», армянские районы России делились на шесть духовных епархий—Ереванскую, Карабахскую, Грузинскую, Шемахинскую, Нахичевано-Бессарабскую и Астраханскую.

После присоединения Восточной Армении к России общение между армянами, живущими в России и на Кавказе, становится более частным и разносторонним. Создается новая связь между родиной и армянскими колониями.

Армянская община Армавира, возникшая в степях Северного Кавказа, не могла оставаться вне поля зрения Эчмиадзииа.

Армавир с момента своего основания вошел в Астраханскую епархию. Надзор за совершением религиозных обрядов, сбор доходов церкви, регулирование учебного дела и т. д. были переданы епархии. Непосредственный надзор над всем этим был возложен на священника ставропольской армянской церкви.

В 1843 г. священник ставропольской армянской церкви Петрос Патканян назначается блюстителем армавирской армянской церкви. Деятельность П. Патканяна не ограничивается только лишь делами духовного характера. Опираясь на содействие католикоса Нерсеса Аштаракеци и пользуясь непосредственной помощью армянской епархии, он в течение многих лет ведет неустанную борьбу за урегулирование и улучшение правового положения армавирцев, являясь первым организатором и вдохновителем армянской общины.

За свою полезную деятельность он удостаивается звания главного священника и награждается орденом св. Анны III степени. Принимая во внимание заслуги Петроса Патканяна, Католикос Георг IV в августе 1870 г. ходатайствует перед русским правительством о пожаловании ему 500 десятин земли в пределах Кубанской области.

Связи армянской общины Армавира с родиной и с другими колониями были разнообразны—это культурные и торговые отношения, пастырские посещения и т. д.

Самыми устойчивыми и оживленными были торговые отношения. С торговыми целями армавирские купцы часто посещали армянские колонии России и Северного Кавказа, Закавказья, общались с соотечественниками, становясь свидетелями всех важных событий, происходящих на родине и в колониях. В свою очередь Армавир притягивал к себе большое число армянских торговцев, которые обосновывались там на временное, а чаще на постоянное жительства. Постоянные, все крепнущие торговые сношения способствовали развитию и обогащению общественных и культурно-просветительных связей.

Был еще один путь общения с родной страной— паломничества, которые совершались с пышной торжественностью и длились иногда месяцами. Армавир-цы посещали Эчмиадзин, Иерусалим, монастырь св. Карапета в Муше и др. Паломниками в монастырь св. Карапета в Муше ездили из Армавира Овсеп Джа-лугян, Егиа Гаспарян, Григор Шахназарян, Вардан Айдинян, Гаспар Гаспарян.

Начиная с середины XIX в. сношения Армавира с родиной и другими колониями выражались также и в культурных связях, в сборах пожертвований на благотворительные цели, во взаимной помощи и моральном содействии. Армянская община, утвердившаяся на Северном Кавказе, проявляла сердечное отношение к пострадавшему во время стихийных бедствий и голода населению не только России, но и Западной Армении. Это в основном выражалось в добровольных пожертвованиях денежных средств. Так, в 1850 г. в Армавире было получено послание католикоса о сборе пожертвований в пользу армян, пострадавших от пожара в Измире. В течение двух-трех месяцев в Армавире была собрана значительная сумма, посланная в Астрахань на имя архиепископа Барсега.

Подобные сборы пожертвований проводились в Армавире и в последующие годы: в августе 1861 г. в пользу армян, пострадавших от землетрясения в Шемахе и Карине. Сборы пожертвований в пользу пострадавших от землетрясения производились и в других городах Северного Кавказа с армянским населением— в Баталпашинске, Ставрополе, Георгиёвске и пр. В начале 1870 г. издается кондак католикоса Геворка IV, адресованный всему армянскому народу с призывом собрать пожертвования в пользу армян, пострадавших от пожара в квартале Бера в Константинополе. От Армавира не отставали и другие города Северного Кавказа с армянским населением—Екатеринодар, Владикавказ, Моздок и т. д.

Обширны были связи Армавира с эчмиадзинским престолом. Еще в мае 1850 г. по предложению Петроса Патканяна в Эчмиадзине назначается казначей для хранения воскресных пожертвований. Сзященник ставропольской церкви Матевос Бекназарян, посетивший в 1850 г. Армавир, писал: "Смело могу сказать, что они весьма полезный народ". Далее он пишет, что армавирцы Б. Аганков, некий старец Гомиров, Барамов, Симон Акопджанов, Карапет Арцивян добровольно пожертвовали в пользу св. Престола значительные суммы.

Спустя 30 лет в Армавире побывал прибывший из Иерусалима нвирак (нунций) вардапет Мамбре Маркосян. Пробыв в Армавире 24 дня, он с похвалой отозвался о благотворительности армавирцев и их гостеприимстве.

Основываясь на таких фактах, можно считать далеким от истины мнение, будто армавирцы не делали добровольных пожертвований.

Богатый Армавир располагал прочной материальной базой для сбора пожертвований. Следует также отметить, что армавирцы в данный исторический период с большим воодушевлением помогали своим соотечественникам.

Колонисты не замкнулись в узконациональных рамках, они жили заботами и радостями страны, давшей им приют. Одним из фактов, подтверждающих их дружеские чувства к русскому народу, является то, что в 1856 г. армянское общество Армавира собирает добровольные пожертвования в пользу сильно пострадавшего от Крымской войны населения Севастополя.

В 1873 г. на строительные нужды Эчмиадзинского престола из Армавира высылается немало денег от имени Гаспарянов, Кусикянов, Паповянов, Ованнисянов, Хачатрянов, Тертерянов. В 1907 г. жительница Армавира Антарам Давтян жертвует в пользу Эчмиадзина 1000 руб.. По случаю кончины в 1910 г. католикоса Матеоса армянское общество Армавира жертвует на нужды Эчмиадзинской академии 5600 руб.

В том же году армавирцы Александр и Микаел Торосяны жертвуют 40 тысяч рублей на строительство при Эчмиадзинской академии кабинетов физики, химии, естественных наук, рисовального, спортивного залов, - библиотеки-читальни. Проживающий в Армавире нахичеванец Арутюн Арутюнянц в 1911 г. в письме на имя католикоса завещает свой собственный дом армянской церкви с условием, чтобы все доходы от этого дома были внедрены в постройку сельскохозяйственной школы или школы другого типа в армянском квартале города Старый Нахичеван Эриванской губернии. Габриел Твелянц 21 декабря 1915 г. сообщает Эчмиадзинскому синоду, что городской податной инспекторский дом Арутюнянца оценен в 75 тыс. рублей и дает ежегодно 9250 рублей дохода—с нижнего и подвального этажей, а верхний этаж бесплатно сдан военной больнице еще в начале войны.

Армянское общество Армавира не могло оставаться безучастным к бедственному положению армянских беженцев, спасшихся от резни в Турции и переселившихся на Кавказ. 19 декабря 1896 г. департамент общих дел сообщает начальнику Кубанской области о царском указе начать в пределах империи сбор пожертвований в пользу армянских беженцев, прибывших в Россию. 29 января 1897 г. атаман Лабинского отдела сообщает начальнику Кубанской области, что путем пожертвований в селении Армавир собрано 4277 рублей, переведенных в Екатеринодар через армавирское отделение Азово-Донского торгового банка. Армавирские армяне протягивают руку помощи и спасшимся от геноцида в Турции 1915 года. В 1916 г. в Армавире насчитывалось 128 семейств армянских беженцев, которые получали пособие от основанного в Армавире армянского комитета беженцев. Кроме того, армавирские армяне собирали постоянные взносы в пользу беженцев. Так, в течение только августа и сентября месяца было собрано 527 р. 40 коп.

В 1906 г. армянское общество Армавира собрало 1350 рублей в пользу армян, пострадавших на Кавказе во время межнациональных столкновений.

Связь Армавира с родиной и армянскими колониями выражалась не только в денежных пожертвованиях, но и в отношениях культурно-просветительного характера. В конце 30-х годов XIX в. армянская колония нуждалась не только в обучении подрастающего поколения родному языку, но и в подготовке образованных

кадров—учителей, врачей, юристов и других специалистов. С первых дней основания Армавира возникает неотложный вопрос об организации школьного дела. В 40-х годах XIX в. местные руководители, с согласия общества, решают посылать армянских юношей в высшие учебные заведения страны. Расходы на их обучение до завершения ими образования должно было нести армянское общество Армавира. В 40—50-х годах стараниями Петроса Патканяна, архимандрита Сарки-са Джалаляна и других в Тифлисскую семинарию Нерсесян поступают сыновья некоторых черкесских армян. На поездку в Тифлис армянских юношей военным начальником Кавказской линии выдавались специальные пропуска (край находился на военном положении).

С конца XIX в. армавирцы начинают посылать своих детей в школы Нового Нахичевана. По данным за 1891 г., в новонахичеванской школе Гогоян учились три ученицы, в епархиальной школе 5—6 учеников и т. д. Дети армавирцев ездили учиться также в Московский Лазаревский институт восточных языков и в Эчмиадзинскую духовную академию. Из письма одного из попечителей армянских приходских училищ Армавира Вардана Гаспаряна, написанного в 1870 г. магистру Мсерянцу, видно, что Хачатур Лазарянц по просьбе Гаспаряна устраивает его сына в Лазаревский институт в число учеников, получающих образование бесплатно.

Многае учителя-армяне, жившие в разных городах Кавказа и России, выразили желание переехать в Армавир и преподавать в местных школах. В 1906 г. предлагает свою кандидатуру на должность инспектора школ Армавира тифлисец Левон Гянджецян и посылает соответствующее заявление попечительскому совету церковных школ. Из Аккермана пишет (1911 г.) попечителю школ А. Акопджаняну учитель А. Степанян, выражая желание работать в Армавире.

Примечательно, что армянская община Армавира была озабочена приобретением учебной и духовной литературы. В сентябре 1870 г. попечительский совет армавирских приходских школ (священник Вардан Папаянц, ктитор Мелкой Мурадянц, Овсеп Кусикянц) обращается к магистру Мсерянцу с просьбой прислать книги, чтобы «дети армян Армавира не оставались лишенными учения». В то же время он подчеркивает, что дети черкесских армян лишены главного—говорить и читать на родном языке. Из другого сохранившегося документа—переписки епископа Макара Бархударян-ца и армавирца Манука Тер-Имоглянца (1900 г.) узнаем, что темой переписки был вопрос о печатавшихся в типографии Эчмиадзинского монастыря проповедях. В одном из писем Бархударянц пишет, что каждый раз они должны печататься в 600 экземплярах и издаваться тетрадями. При этом он указывает населенные армянами места и пишет, куда и сколько экземпляров должно быть послано. Среди населенных армянами местностей упоминается также Армавир, куда предусматривается послать 40 экземпляров. В ответном письме Тер-Имоглянц просит побольше таких тетрадей (доступные народные проповеди), нужда в которых в Армавире особенно чувствуется.

Армавир наравне с другими армянскими колониями принимал участие в избрании делегатов для участия в выборах епархиального начальника. В 1906 г. с целью избрания двух кандидатов на вакантное место астраханского епархиального начальника по приказанию католикоса Армавир назначается пунктом, где собираются депутаты Георгпевска, Пятигорска, Майкопа, Баталпашинска, Ставрополя. Соответственно численности своего населения Армавир выделяет семь делегатов.

Армянская колония Армавира не оставалась безучастной и к проводившимся общенациональным мероприятиям и празднествам. Так, например, когда 11 — 14 октября 1913 г. в Эчмиадзине праздновался объединенный юбилей 1500-летия изобретения армянского алфавита и 400-летия армянского книгопечатания, в числе делегатов армянских колоний России находился представитель армянских школ Армавира, священник Геворг Сеферянц. В дни празднования были получены телеграммы от учителей и учеников армянской школы, от представителей армавирской армянской общины Джавад-бека Балугяна, Фетваджяна, Асланяна, Азиз-бекова, от армавирских священников.

Одним из связующих звеньев армянских колоний с родиной являлась деятельность филиалов благотворительных обществ.

Начиная с середины XIX века в армянских общественных кругах созревает идея создать организации, имеющие обширные программы благотворительной деятельности. В 1859 г редактор «Юсисапайла» Степанос Назарянц, характеризуя армянскую деятельность, предлагает организовать большое благотворительное общество, в котором должны участвовать все армяне России.

Пионером в этом деле на Кавказе явилось «Бакинское армянское человеколюбивое общество имени св. Просветителя», которое было основано в 1862—1863 гг. по инициативе доктора Давида Ростомяна. Идея создания на Кавказе общего армянского благотворительного общества была налицо, она явилась результатом имевших место в армянской действительности в 70—80-х годах XIX в. политических событий, пробуждения армянской общественной мысли и в то же время важным средством улучшить материальное, моральное и культурное состояние народа.

Общество было открыто в 1881 г. 6 июля того же года исполняющий обязанности Кавказского наместника князь Меликов утверждает устав Кавказского армянского благотворительного общества. Впоследствии. этот устав был издан в Тифлисе в 1895 г. В нем отмечалась главная цель общества—содействовать распространению просвещения среди армян на Кавказе и в Закавказье и оказывать этому делу материальную помощь. Предусматривались также содействие распространению среди народа ремесел, помощь студентам, издание книг и периодических изданий, основание типографий и т. д. 10 января 1882 г. общее собрание Кавказского армянского благотворительного общества под председательством М. Шахпаронянца рассматривает и утверждает инструкцию общества, посланную местным правлениям и комиссиям согласно 38 и 48 статьям устава, утвержденного 1881 г. Разрешение об открытии местных филиалов общества встретило широкие отклики в армянских колониях Северного Кавказа.

Попытка открыть филиал армянского благотворительного общества была сделана в Армавире еще в 1882 г., однако Совету общества ответили, что «открыть филиал оказалось невозможным». В октябре 1889 г. армавирцы за подписью 30 лиц вновь просят у Совета общества разрешения открыть в Армавире филиал. Согласно уставу и упомянутому разрешению армавирцы 30 декабря 1889 г. созывают общее собрание под председательством священника Габриела Твелянца. Избирается правление в следующем составе: Александр Торосян (исполнял эту должность до закрытия филиала в 1899 г.), Ованес Аладжян (вице-председатель), Арутюн Торосян (кассир), Багдасар Кусикян, Оваким Гаспарян, Ованес Геворкян (члены), делопроизводитель Арутюн Тер-Мкртчян.

3 апреля 1890 г. правление созывает собрание членов общества с целью ознакомления с деятельностью общества и увеличением числа его членов. В общество вступили 25 армавирцев, причем Александр и Маркос Торосяны помимо членских взносов жертвуют по сто рублей.

Предусмотренная сумма членских взносов и единовременных пожертвований доходит до 1002 руб.

Армавирский филиал благотворительного общества уделял серьезное внимание образованию. За все время своего существования филиал обучил за свой счет в армянских школах Нового Нахичевана четырех детей, говоривших на черкесском языке. Однако, так как только этим путем было трудно достичь желанного результата, решили одноклассные школы перевести на двухклассное обучение. Для перестройки, ремонта местных школ и строительства новых выделяется 20 тысяч рублей, из них 8 тысяч от местного филиала благотворительного общества. 5 тысяч от церкви св. Аствацаиин, а остальные 10 тысяч—от армянского общества Армавир.

С первых же дней своего основания местный филиал общества уделяет большое внимание организации в Армавире армянских вечеров.

Эти вечера, ставшие традиционными, привлекали своей интересной программой. Обычно каждый вечер приносил несколько тысяч рублей дохода, поступавшего в пользу аомянских школ Армавира.

После того как общество перестало существовать. его функции в помощи армянским школам Армавира переходят в руки попечителей приходских школ.

Во время эпидемии холеры 1892 г. армавирский филиал телеграфом просил разрешения выделить 1000 рублей для организации санитарных групп. Однако было израсходовано всего 386 рублей. В помощь голодающим армавирцы в 1894 г. провели денежный сбор, который они отправили на имя католикоса, а для оказания помощи беженцам из Турецкой Армении правление послало Совету 1000 рублей.

Существование и деятельность армянских благотворительных обществ на Кавказе в конце XIX в. становятся предметом серьезной озабоченности царских властей. Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе князь Голицын находил, что утвердившиеся на Кавказе общества преследуют не столько благотворительные, сколько просветительные цели, пропитанные духом армянского сепаратизма, и, имея в виду опасную деятельность последних в политическом отношении, он в 1897 г. официально объявил, что, следует закрыть эти общества, в том числе и Кавказское армянское благотворительное общество. Тем не менее, в 1899 г. Кавказское армянское благотворительное общество единогласно принимает новый устав, который 6 июля 1899 г утверждается министерством и принимает силу закона.

В это же время Общество реорганизуется и переименовывается в Тифлисское армянское благотворительное общество, а его 10 филиалов, действовавших в разных местах Кавказа, закрываются.

21 ноября 1899 г. состоялось последнее собрание Армавирского филиала благотворительного общества, целью которого было проверить счета филиала, вынести решение об основании самостоятельного общества и решить вопрос об использовании оставшейся суммы и имущества общества.

На основе устава Тифлисского благотворительного общества составляется устав Армавирского общества и представляется на утверждение. Однако стараниями начальника Кубанской области Маламы и наказного атамана Казачьих войск Кубани он не получает утверждения. Указывая, что в Армавире уже имеются два благотворительных общества—Общество попечения о детях и Общество обеспечения бедных, которые помогают улучшению как материального, так и морального положения населения без различия национальности, местные власти находят учреждение нового благотворительного общества исключительно для помощи армянскому населению бессмысленным.

После отставки Голицына и с назначением наместником на Кавказе И. И. Воронцова-Дашкова восстанавливается прежний устав общества и опять начинается его культурно-просветительная и благотворительная деятельность. Еще 18 февраля 1908 г. делегация армавириев в составе 25 человек в лице доктора С. Сеферова и представителей духовенства Г. Рафаеляиа и П. Кусикяна подают центральному Совету прошение об открытии в Армавире филиала общества. Рассмотрев на одном из своих заседаний этот вопрос, Совет постановляет открыть филиал и официально обращается за разрешением к начальнику Кубанской области. 6 апреля 1908 г. Армавирским филиал благотворительного общества открывается вновь.

В том же году открываются филиалы в Екатеринодаре, Пятигорске, Моздоке, а в 1909 г.—во Владикавказе. Вскоре организуется и правление Армавирского благотворительного общества, в которое вошли врачи С. Сефсров, Н. Бахшиев, присяжные поверенные С. Егоров, Б. Кусикян, А. Унанов, а кандидатами стали юрист Джавад-бек Балугян и С. Мхитаров. По данным за 1908 г., число членов общества доходило до 53; доход составлял 1397 р. 33 к., а расходы—1309 р. 46 коп. Общество разработало новую программу, предусматривающую открытие школы кройки и шитья, библиотеки-читальни, детского сада или какого-либо другого важного национального учреждения. Армавирский филиал вновь обращает внимание на благоустройство и материальное обеспечение местных учебных заведений. По просьбе попечительства общество. отпускает 1000 руб. на нужды женской школы, увеличение числа классов и постройку второго этажа, отпускает крупную сумму для открытия школы кройки и шитья и т. д.

Правление Армавирского благотворительного общества предусматривает в своей смете 700 руб. на приобретение книг и журналов для открывающейся библиотеки-читальни. Общее собрание Кавказского армянского благотворительного общества на своем заседании 12 июня 1916 г. решает отпустить 1000 руб., созвать совещание и срочно осуществить открытие библиотеки-читальни.

Армавирский филиал благотворительного общества особенно процветает в период, когда его председателем являлся Джавад-бек Балугян. Однако, находясь под надзором местных властей и полиции, филиал так и не смог осуществить поставленные перед ним многочисленные задачи. Так, например, помощник наместника по гражданской части Мицкевич 28 октября 1908 г. в отношении на имя начальника Кубанской области Бабича, сообщает, что существующие в Кавказском крае армянские культурно-просветительные учреждения, а также действующие наравне с ними мусульманские и грузинские общества такого же типа якобы преследуют единую цель—воспитывать все население Кавказа в национальном и социалистическом духе согласно политическим программам партий дашнакцу-тюн, большевистской фракции социал-демократов и «Сакартвело» и стремятся создать Закавказскую республику на федеративной основе. Мицкевич предлагает установить надзор над деятельностью упомянутых ооществ, чтобы последние не выходили за пределы деятельности, предусмотренные законом. Подобное положение оставалось за все время существования общества и его филиалов и, естественно, отрицательно сказалось на деятельности последних.

Нами не рассматриваются социальный состав этих обществ, отношение разных партий к ним, так как это выходит за рамки нашего исследования. Однако отметим, что деятельность благотворительных обществ в армянской действительности была столь обширна и охватывала столь разные социальные слои населения, что видеть в деятельности этих обществ лишь социальные, классовые мотивы и намерения было бы, на наш взгляд, неверно.

В конце XIX в. в Армавире учреждается и ряд других благотворительных обществ, в основном для русского населения. Эти общества имели интернациональный характер. Представители армянского населения также активно участвовали в работе этих обществ, помогали им капитальными вложениями и т. д. Самым старым и обширным среди обществ было «Общество попечения о детях», учрежденное в 1890 г по инициативе В. И. Лунина.

В декабре 1901 г. в зале Армавирского общественного клуба в торжественной обстановке состоялось открытие «Общества взаимной помощи приказчиков».

К числу культурно-просветительных обществ Армавира относилось «Общественное собрание», которое уделяло внимание организации приятного и полезного времяпрепровождения участников общества и их о мей, «ясли для сирот», «учительский союз» (с цель» улучшения материального и морального положения учителей) и при нем «комитет по распространению внешкольного образования», который взял на себя обязанность по организации в Армавире вечеров, утренников, представлений.

Связь армянской общины Армавира с родиной и соотечественниками крепла в течение всей истории колонии. В связи с объявлением 22 октября 1914 г. войны с Турцией в Армавире состоялось предварительное совещание представителей армянского населения. На совещании были зачитаны телеграммы, полученные из Москвы и Тифлиса, в которых предлагалось избрать на месте армянский комитет с целью сбора средств для организуемых армянских отрядов. Совещание избирает комитет под председательством священника Г. Тве-ляна, который должен был организовать помощь армянским добровольческим отрядам. На совещании упомянутого комитета избирается президиум в следующем составе: С. И. Егоров (председатель), члены—Б. К. Кусиков, С. М Мхитарян, казначей П. Г. Гаспаров, секретари П. А. Оганов, Л. Гюлумян. Вскоре от армянских общественных деятелей Тифлиса была получена телеграмма, извещающая что для организации разрешенных правительством армянских добровольческих отрядов армянская община Армавира должна внести 75 тыс. рублей. Комиссия составила список коренного и пришлого армянского населения и приступила к сбору средств. Армавирский комитет в то же время организует добровольческие отряды, в которые входят представители местного армянского населения. В воскресенье 26 октября в армянской церкви св. Астваца-цин оглашается кондак католикоса всех армян о начале войны, обращенный ко всем армянам. Большое впечатление на присутствующих производит обращение-призыв к народу Г. Сеферянца. В этом обращении в сжатой форме были изложены чаяния и надежды армавирских армян: «Это освободительная война. Мы как граждане великой России и как сыны армянского народа не остановимся ни перед какой жертвой, те, кто в силах и в состоянии носить оружие, должны стать на ноги и если понадобится, пожертвовать жизнью». Создание армянских добровольческих дружин являлось для живших в России армян удобным и необходимым поводом для выполнения своего долга перед родным народом и отечеством. 28 октября того же года почтовым поездом проследовали из Москвы в действующую Кавказскую армию 74 студента-армянина. С ними ехали несколько русских студентов. Спустя день через Армавир проследовал первый эшелон армян-студентов из Москвы, вступивших в добровольческие армянские отряды. В Ростове к ним присоединились армянские добровольцы станиц Луганская и Каменская. По инициативе Армянского комитета многотысячное население с большим торжеством провожало из Армавира армянских добровольцев. Были поднесены хлеб-соль, организован роскошный ужин. Под крики «ура» и звуки армянских песен добровольцы уехали из Армавира. Многие добровольцы вступили в отряд, которым командовал легендарный Гай (Айк Бжшкян). Впоследствии, когда Гай прибыл в 1920 г. в советский Армавир и организовал кавалерийскую дивизию для борьбы против панской Польши, многие армавирцы, получившие боевое крещение в рядах добровольческого отряда Гая, вступили в его дивизию.

 

 

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!



Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Антиспам: От пяти отминycовать тpи (ответ цифрами)

Введите ответ (цифрой):