Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

Армянская колония Армавира

 

Л. А. Погосян

ГЛАВА ВТОРАЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ АРМАВИРА

Содержание книги :: Содержание раздела

 

4. ТОРГОВЛЯ

 

Северный Кавказ давно привлекал к себе внимание русских купцов и промышленников не только как рынок сбыта, но и как опорный пункт для транзитной торговли со странами Закавказья, Ближнего Востока, Персией и Турцией. Для заселения и экономического освоения нового края огромное значение имела торговля, и русское правительство всячески поощряло оживление именно этой отрасли. В первой половине XIX в. Россия имела по отношению к Северному Кавказу не только экономические, но и политические цели и планы. До 30-х годов XIX в. для оживления торговли с горцами армянским, греческим и турецким купцам разрешалось вести свободную торговлю между Северным Кавказом и Турцией, пользуясь в порядке исключения турецкими кораблями. Исходя из политических соображений в конце 30-х годов правительство запрещает пользование турецкими кораблями, чтобы это не стало средством, как отмечал военный министр Чернышев, для вооружения горцев и перевозки оружия 18 февраля 1838 г. выходит царский указ, по которому запрещалась торговля горцев с турками, одновременно предлагалось на восточных берегах Черного моря, где нет таможенных заведений, построить карантинные заставы, откуда, покупая у горцев товары, русские корабли перевозили бы их в желаемые иностранные порты. Таким образом, сведя на нет торговлю Северного Кавказа с Турцией (стараясь ослабить влияние последней на горные районы Кавказа), русское правительство направляло торговлю на русские границы Кавказа. Торговля натуральными продуктами с горцами была своеобразным методом давления со стороны царизма, в то же время она способствовала сближению с горскими народами. Наместник Кавказа Воронцов стоял за расширение торговых связей с горцами. По его словам, «торговля есть одна из ближайших и действительных мер к сближению нашему с горцами и к упорядочению наших отношений». Посредниками в торговле были армяне, которые получали от русского военного начальства особые пропуска, позволяющие им привозить товары через карантинные заставы. Большое влияние на торговлю между русскими и горнами имели также евреи, греки, грузины-торговцы и купцы.

Если в прошлом в торговле оружием и рабами с Турцией участвовали только горские феодалы, то с середины XIX в. в торговлю включается горское крестьянство, ремесленное производство которого имело большое значение для русского населения. Последнее охотно покупало у них масло, жиры, сыр, различные инструменты и т. д. Постепенно русский рынок становится перспективным и выгодным для горцев. Создание и расширение торговых связей Предкавказья с внутренними губерниями России и с горными районами Северного Кавказа свидетельствовало уже о том, что с середины XIX в. край постепенно включался во всероссийский рынок. Основным товарохМ, который в начале XIX в. отправлялся в центральные губернии России, был скот; особое внимание уделялось торговле лошадьми. Продавали также кожу, виноградный спирт, вино, меха и т. д.

Расширению торговли в Предкавказье препятствовала неблагоустроенность дорог. Население центральных районов края пользовалось сухопутными дорогами, так называемым «Черкесским трактом», связывавшим Ставрополь с центральными .районами. Для развития торговли в Кубанской области важное значение имел проходящий торговый путь по Дону и Азову, который был кратчайшим от Москвы до Кавказа. Важное значение имело также строительство в 1875 г. Ростово-Владикавказской железной дороги. Проходя через Армавир, железная дорога связывала его не только с богатым районом Новороссийска и другими черноморскими портами, но и с Закавказьем, связывала Ростов с Баку и Тифлисом. Узловое положение Армавира на главной железнодорожной магистрали определяло выгодное положение по сравнению с другими крупными городами—Екатериксдаром, Ставрополем, Майкопом и т. д. Экономическому развитию Армавира еще больше благоприятствовало строительство железной дороги Армавир—Туапсе. Эта дорога непосредственно связывала Армавир с портами Черноморского побережья. На строительство нового порта, защищенного, в отличие от Новороссийска, от ветров, товарищество железной дороги Армавир—Туапсе выделило 8 200 300 рублей.

Идея строительства железной дороги возникла у братьев-петербуржцев Парновых. Строительству этой железной дороги большую материальную помощь оказали армавирские армяне, в частности, Аслан Тарасов, избранный в 1910 г. председателем управления основанного здесь «Торгового банка Кавказа». Длина железной дороги составляла 232 версты (приблизительно 250 километров). Одна линия в 22 версты протянулась до Майкопа. Железная дорога Армавир—Туапсе, почти параллельная линии Тихорецк—Новороссийск, в основном строилась для перевозки местных товаров.

Развитию торговли Армавира благоприятствовало его географическое положение. Вопрос выбора места Армавира был правильно решен с точки зрения дальнейшего развития торговли. Армавир занимал центральное место в урожайной Кубанской области. По соседству с ним были богатые, густонаселенные речные долины Урупа и Кубани, бассейна реки Лабы, районы Кавказской и Невинномыска, западная часть Ставропольской губернии и часть Майкопского отдела.

Имея такое удобное местоположение, Армавир после строительства железной дороги становится центром пересылки подсолнечного масла, и, отчасти, скота во Владикавказ. Пшеница и подсолнечное масло вывозились не только в Россию, но и заграницу. Развитию торговли в Армавире благоприятствовала также покровительственная политика правительства.

Следует иметь в виду, что в 30—40-х годах XIX в. русское правительство обнародовало ряд указов об ограничениях привилегий российских армян, что повлияло. на их торгово-промышленную деятельность. Однако в отношении армавирских армянских торговцев правительство делало некоторые уступки.

В середине XIX в., после упадка волжско-каспииской торговли, в экономической жизни страны решающую роль начинает играть сухопутная торговля через Северный Кавказ. Пользуясь благоприятными условиями, армавирские армянские торговцы развили оживленную торговую деятельность не только в Предкавказье, но и за его пределами, особенно на новой торговой линии Кизляр—Владикавказ—Тифлис. Одновременно делались первые шаги в экономическом освоении Предкавказья. В процессе экономического развития края правящие круги предоставляли некоторые льготы армавирским торговцам, хорошо знакомым с местными условиями, владеющим языками.

В одном из официальных документов 1859 г. отмечается, что в Армавире местные обыватели за право торговли освобождены от всяких платежей, а иногородние платят по 15 руб. серебром в год в общественный доход.

Итак, удобное географическое положение Армавира и покровительствующая политика правительства в отношении армавирских купцов-армян, создали благоприятные условия для развития торговли.

 

* * *

 

Как указывают архивные материалы, закубанские армяне задолго еще до переселения в Армавир, были искусными торговцами и. имея покровительство местных князей, вели обширную торговую деятельность на Кавказе.

С первых же дней основания Ново-Нахичеванской армянской колонии черкесские армяне устанавливают тесные торговые связи со своими соотечественниками. В предписании командующего пограничной и карантинной частью Кавказской линии от 10 февраля 1812 г. предлагалось пропустить через Усть-Лабинскую трех закубанских купцов, посланных темиргойским владельцем Мисостом Айтековым в Нахичевань и возвращавшихся «оттуда с разными товарами, нужными для народа темиргойского».

Торговые отношения между закубанскими и нахи-чеванскими армянами продолжаются и в дальнейшем. особенно оживляются в период активизации кавказской политики России. «Они (закубанские армяне.—Л. П.),— писал барон Розен графу Канкрину в 1835 г.,—поставляют нахичеванским армянам много заячьих шкур и кож валовых, которые из Таганрога отправляют за границу».

С другой стороны, нахичеванские и георгиевские армяне приезжают в селения за Кубань, приводя туда «всякий красный товар и покупаемую в казачьих станциях соль, и нередко перебираются с товаром даже к непокорным ободзехам».

После переселения в Армавир создаются более благоприятные условия для торговли.

В первые годы основания колонии внутренняя торговля, исключительно сосредоточенная в руках армян, имела ограниченный характер. В начальный период торговля армавирцев, в основном с черкесами, заключалась в обмене натуральных продуктов. Широко распространена была торговля скотом, кожей, шерстью, шкурами, сливочным маслом, железом и оружием. Армянские торговцы покупали скот не только на ярмарках и казачьих станицах, но и у черкесов. Покупали и «красный товар»—ситец, обменивая его на товары фабричного производства.

Выгодная торговля с черкесами была весьма опасной. На возвращавшихся с купленными товарами армянских купцов часто нападали и грабили. Хотя такие случаи не были единичными, однако соблазн наживы брал верх. И армянские торговцы, невзирая на опасность, вновь отправлялись в горы. Торговля натурой в основном производилась на обменных рынках в Проч-но-Окопской, Баталпашинской и Усть-Лабинской станицах. Постоянно занятые военными действиями или учениями, казаки и горское крестьянство нуждались в торговых посредниках. Такими посредниками были армяне, которым черкесы в некоторой степени доверяли, даже в вопросе обмена и сдачи русских пленных.

Горцы привозили на обменный рынок готовую одежду, плетеную обувь, ремни, сукно, лапти, золотые или серебряные вышивки, различные изделия из дерева, которые продавались по очень низкой цене. Русские обменивали соль, которая имела большой спрос на рынке и продавалась по 30—40 коп. серебром за пуд. После соли второе место занимали мелкие товары, наконец пшеница, лен, фрукты, деревянная посуда, ложки, миски и отчасти тягловый скот.

Первые магазины в Армавире были открыты в 1841 г. Мелкие торговцы продавали «красный товар» (ситец), и «азиатский товар». Первый они привозили из Ставрополя, а второй—из Тифлиса. Фактически предметом торговли становились не только изделия животноводческого и ремесленнического производства, но и купленный товар. Число капиталовладельцев Армавира в 50-х годах XIX в. доходило до пятнадцати. Остальные торговцы (около тридцати) покупали товары или на месте, или у ставропольских купцов. Торговля производилась как в Армавире, так и на всей территории казачьих станиц Кубани, Лабы, Урупа и в черкесских аулах. Основным предметом торговли являлась продукция российских фабрик. Одновременно покупали сырую кожу, шерсть, шкурки лисиц, зайцев, масло, мед, лес к т. д. Розничная торговля как здесь, так и на всем Кавказе была сконцентрирована в руках армян. В их лавках можно было купить полотна, ситец, шерстяные и шелковые изделия в основном кавказских видов и расцветок, грубые китайки и дорогостоящий атлас. Сходились русские купцы и торговцы, известные под названием «коробейники».

В начале XIX в. внутренняя торговля края была в основном сосредоточена на ярмарках. Указом царя от 15 августа 1842 г. главному управляющему Кавказской области и командующему войсками Черноморья поручалось с целью развития торговли в устье рек Кубань и Лаба в «Армянском ауле» основать годичные ярмарки. В Армавире разрешалось проводить ярмарки два раза в год—весной, 1 мая, и осенью, в конце сентября, которые иногда переводились в станицу Прочный Окоп. В Армавире проводили ярмарки и в дальнейшем, два раза в год: с первого мая, которая длилась 14 дней, называлась Пафнутьевской ярмаркой, и с 15 августа—Симоновская ярмарка, также 14 дней. Армянские торговцы в дальнейшем производили покупки не только на ставропольских, екатеринодарских, георгиевских станичных ярмарках, но и на месте.

В Армавире большим спросом пользовалось ремесленное производство. Жители соседних деревень и станиц покупали здесь различные инструменты, железо, сырье для бочек, кожевенные товары, детали Для телег. Одновременно на ярмарки привозились ремесленные товары из соседних станиц Бесленевской, Новомихайловской и других: ткани различных видов, деревянная посуда, веревки, канаты разной толщины и другие изделия. Фактически Армавир по своему положению сосредотачивает в себе почти всю торговлю жителей, населяющих земли левой стороны Кубани. Привозимые на ярмарки Предкавказья товары, если они не реализовывались, оседали в городских и деревенских лавках.

Широко распространенная на Северном Кавказе в первой половине XIX в. ярмарочная торговля вследствие проникновения во второй половине века капиталистических товарно-денежных отношений постепенно уступала место постоянной торговле. Постоянные торговые точки, склады и другие торговые учреждения появляются и в Армавире. Начальник Кубанской области генерал-лейтенант Леонов 5 апреля 1885 г. в докладной начальнику Кавказского уезда так описывает рост торговли в Армавире после строительства желез-• ной дороги: «Начиная с прокладки Ростово-Владикав-казской железной дороги через Армавир, тот начал развиваться благодаря влиянию приезжих торговцев. Вследствие удачного экспортирования различных товаров торговля и промышленность значительно повысили свой уровень, так что Армавир размещением своей торговли занимает более значительное место в Кубанской области и весьма вероятно, что торговля и промышленность в недалеком будущем более процветут и укрепятся в нем».

С развитием торговли в Армавире появляются первые торговые фирмы. В 70-х годах XIX в. открываются торговые фирмы Гаспарянов, Кусикянов, Поповых, Сеферьяновых, Артемовых, Хачерецянов, Давтянов и других, чьи магазины выделяются среди остальных обилием товаров и высоким товарообменом. В 1880 г. в Армавир переезжают крупные ставропольские торговцы Лактион Руднев, Мисенев, Миснянкин и другие. Своими богатыми торговыми домами и доходящими до миллионов торговыми сделками в конце XIX з. выделялись торговцы-промышленники Тарасовы, Багарсуковы, Аведовы, Унановы и другие. О торговле мануфактурными товарами современная пресса сообщила: «Специальность местных Армавирских купцов заключается в мануфактурных товарах, и эта ветвь торговли открыла такое широкое поприще, что армавирцы Торосяны, Гаспаряны, Давтяны, Сеферяны и другие, можно твердо отметить, удовлетворяли весь Северный Кавказ. Армавир так прославился мануфактурными товарами, что. русские прозвали его «маленькой Москвой». В 90-х годах XIX в. годовой денежный оборот мануфактурных товаров доходил до миллиона, в то время как годовой оборот продажи обувных, железных товаров, золотых и серебряных ювелирных украшений, взятых вместе, также состовлял миллион. Постоянными покупателями мануфактурных товаров (не считая потребления во внутреннем рынке) на Северном Кавказе являлись купцы, которые, не выезжая за товаром в Москву, Лодзь и другие местности, приобретали их на более выгодных условиях в Армавире у богатых купцов, имевших связи не только с Россией, но и с рядом иностранных промышленных центров. Они имели свои фирменные отделения в Москве, Воронеже, Тамбове, Харькове и т. д. Атаман Лабинского отдела полковник Савицкий в своем рапорте от 29 июня 1889 г. писал: «Объехал Лабинский отдел и, наводил справки о сфере торгового влияния Армавира на окрестности и оно оказалось неимоверно обширное. Другими торговцами, приобретавшими товары оптовых складов названного селения, оказывается все купечество, производящее торговлю в Лабинском, Майкопском, Кавказском и Баталпашинском отделах, а красные товары идут из Армавира в Екатеринодар, Ставрополь Кавказский и в область войска Донского, так, что, в отношении торговли сказанным товаром, даже Ростов-на-Дону не соперничает с упомянутым селением».

Армавир выделялся не только богатыми магазинами, но и складами. По данным Кубанского статистического комитета, в 1882 г. в Армавире насчитывалось 15 магазинов по продаже мануфактурных товаров, 19 бакалейных, три галантерейных и три фруктовых ларька. В Армавире действовали также магазины головных уборов Петроса и Владимира Анашевых, мануфактурный магазин Емельяна Айвазова, мебельный—Егора Алавердова и Гркгора Айвазова, ювелирные —Вар-лама Назарова и другие. В 1909 году в Армавире насчитывалось 557 торговцев. Из них 252 были армянами и имели свои торговые учреждения в Армавире. 99 из 252 торговцев были жителями Закавказья и России. Были и персидские подданные.

Постоянная торговля в Армавире была розничной. Торговля в лавках и в магазинах производилась круглый год. Основными предметами торговли являлись мануфактура, продукты питания и бытовые товары. Одновременно большое внимание уделялось рыночной торговле, которая устраивалась в воскресенье и праздничные дни. Армавир был окружен русскими станицами и деревнями. Население последних часть своих

земледельческих (зерновые, огородно-бахчевые культуры) и животноводческих продуктов вывозило на продажу в Армавир, а на вырученные деньги покупала фабрично-заводские изделия.

 

* * *

 

Важную роль во внешней торговле до 70-х годов XIX в. играли продукты животноводства. В экспортированных товарах первое и важное место уделялось продаже лошадей, их табунами гнали на ярмарки по. сухопутным дорогам до Батуми, Полтавы, Ровен, Бердичева, Варшавы. Многочисленные табуны посылали также в Ростов и Луганск. В России нуждались в. животноводческом производстве, особенно в шерсти и в мясе. В пореформенный период, в основном в 70-х годах, замечается сокращение животноводства. Оно уступает место значительно развившемуся зерноводству. В таких условиях экспорт продуктов животноводства сокращается, а уже в начале XX в. почти выходит из сферы торговли. Армавирский биржевый комитет отмечал, что в данное время, когда на внутреннем рынке торговля мясом и животными находится в беспорядочном состоянии, экспорт животных в Россию немыслим, так как это приведет к поднятию цен на внутреннем рынке. Свою точку зрения комитет обосновал следующими цифровыми данными. В Германии на 1000 человек приходилось 318 голов рогатого скота и 341 свинья, в Дании—804 головы рогатого скота и 543 свиньи, в России же—всего 297 голов рогатого скота и 99 свиней.

Развитие внешней торговли Армавира было связано в 70—80-х годах XIX в. с двумя сельскохозяйственными культурами—с обработкой пшеницы и с производством подсолнечного масла. Их экспорт возрос с установлением связи со всероссийской системой железных дорог. После строительства Ростово-Владикавказской железной дороги Ростов превращается в центр реализации зерновых культур Кубанской области, однако не справляется со своими задачами. Причина заключалась в том, что до отправки за границу, товар совершал лишний оборот: кубанский хлеб перевозился в Ростов, потом с большими трудностями, связанными с разгрузкой и погрузкой, через Азов перевозился по Черному морю. В 1888 г. заканчивается строительство Новороссийской линии железной дороги, которая связывала станцию Тихорецкая с Новороссийском—с открытым морем. Следует отметить, что через Армавир раньше проходила железнодорожная линия Армавир— Ставрополь — Петровское (впоследствии разрушенная на участке Армавир—Ставрополь), с ветками на Дивное и Благородное, которые связывали с морем благодатные восточные районы Ставропольской губернии. Армавир становится центром вывоза пшеницы. Отсюда миллионы пудов пшеницы и муки отправлялись в города Кавказа, России, а через порты Черного моря экспортировались на заграничные рынки. В Армавирском округе, с учетом нужд внешнего рынка, обработка зерна и подсолнуха получила более товарный вид, чем в соседних областях. Дело в том, что Армавир имел благоприятные условия для развития торговли: природные богатства (крепкая земледельческая база), удобное географическое положение и большое движение населения. В условиях среднего плодородия в Кубанской области урожай зерновых культур составлял около 15 273 480 четвертей. Если исключить из этого количества часть, необходимую для местного населения и для посева (всего 6 744 660 четвертей), то излишки составляли 8 448 821 четвертей, а минимально—3,7 четвертей. Эти излишки вывозились на продажу.

Преобладающее положение в системе торговых заведений Армавира находилось в руках учреждений, занимающихся экспортом подсолнечного масла и пшеницы. Если в 1888, 1890, 1891, 1892 гг. первое место по экспорту зерновых занимала станица Кавказская, в 1889, 1893, 1894, 1895 гг.—станица Тихорецкая, то уже в 1896 и 1897 гг. вперед выходит Армавир, оставляя далеко позади все названные станицы. Это было обусловлено тем, что значение Екатеринодарского, Кавказского и Тихорецкого зерновых рынков упало, в то время как в Армавире были сбалансированы входящие и: исходящие товары, учреждены склады и правильно организованы торговые сделки, благодаря чему Армавир сумел в этом отношении превзойти другие центры области. В конце XIX в. Армавир ежегодно посылал уже 3 278 104 пудов пшеницы, в то время как Екатеринодар—всего 2 739 266 пудов.

По общему же экспорту товаров в конце XIX в. Армавир в пределах края занимал третье место после станций Екатеринодар и Кавказская. Так, если с целью отправки (по данным 1895 г.) станция Армавир принимала 5507 176 пудов, то Екатеринодар—7625 700, Кавказская—6 380 734. По данным 1908 г., из Армавира экспортировалось 5 млн. пудов только озимой пшеницы, жмыхов подсолнуха—3,5 млн. пудов, поташа—5 млн. пудов, а всех вместе—12,5 млн. пудов. В дореформенный период Кубанскую область обслуживали три биржевых комитета: Краснодарский. Ейский и Армавирский. Последний обслуживал районы Армавира, Баталпашинска, Майкопа и часть Кавказского уезда.

Теперь рассмотрим удельный вес Армавира с точки зрения экономики в области, какой процент от экспорта принадлежал ему. Из статистических данных выясняется, что в 1913 г. по Владикавказской железной дороге из области экспортировались 42 млн. пудов разных видов производства и ввозились 34 млн. пудов. Только из Армавира в том же году экспортировались-18,7 млн. пудов, а ввозились 15,6 млн. пудов. Из вышеназванных данных видно, что товарооборот Армавира (вывоз и ввоз) составлял 38% экспорта всей области, а ввоз в целом—47%. Имея в виду экспортируемые со станции Армавир товары, заметим, что Армавир получал из округа в основном зерновое производство и высылал фабричную продукцию, которая производилась в местных промышленных предприятиях и на предприятиях соседних районов. Продукции он получал от районов больше, чем потреблял. По данным председателя Лабинского уездного правления, ввоз зерновых производился из 22 населенных пунктов края. В крае постоянным центром отправки подсолнечного масла был Армавир.

Если по данным 1908 г. из Армавира экспортировалось 1,5 млн. пудов подсолнечного масла, то спустя пять лет вывоз доходил до 2,5 млн. пудов, для чего необходимо было обработать около 10 млн. пудов сырья. Таким образом, в торговле важное место занимали вывоз подсолнечного масла и пшеницы. В 1899 г. 12 предприятий сосредоточили в своих руках торговлю хлебом в Армавире, имея денежный оборот в 2 707 339 рублей, с прибылью в 86 359 рублей.

В конце XIX—начале XX вв. Армавир являлся одним из центров торговли Северного Кавказа, и по товарообороту он не уступал соседним областным и губернским городам—Ставрополю, Екатеринодару, Владикавказу. Если в 1885 г. оборот торговых предприятий Армавира равнялся 4 млн. рублей, то спустя 10 лет, в 1895—11 млн., а в 1899 г.—18 млн. рублей. В 1913 г. оборот 791 предприятия составлял около 37 млн. рублей.

Высокую степень развития торговли Армавира в конце XIX в. подтверждает тот факт, что по уровню налогов только Армавир и Ейск считались городами четвертой категории, Екатеринодар—третьей, а деревни, станицы и другие города Кубанской области—пятой, последней.

Доказательством уровня торгово-промышленного развития Армавира служит и основание там в конце XIX—начале XX вв. акционерных обществ, налоговых учреждений. Как отмечал заведующий Ставропольской государственной палатой, в Кубанской области имелись населенные пункты, которые нуждались в открытии сберкасс Министерства финансов.

В 1884 г. по решению Государственного совета в Армавире и Баталпашинске создаются банки третьей категории. В 1908 г. в Армавире один за другим открываются филиалы крупных петербургских банков. В 1909 г. представители торговцев-промышленников представляют в Министерство торговли и промышленности предложения о создании в городе торговой биржи. Как отмечается в объяснительной записке, торговая биржа была необходима для объединения торговцев и промышленников, для облегчения их торговых сделок и упорядочения внутренней и внешней торговли, а самое главное—для ликвидации спекуляции и налаживании цен. Товарная биржа начала действовать в Армавире с 1910 г. Председателем биржи избирается армянин Сергей Мелконович Мхитаров. Азово-Донское отделение торгового банка действовало не только в Армавире, но и во всем округе. В начале 20-х годов. стали работать отделения Волго-Камского и Русского торгово-промышленных банков. В то же время задумывались над открытием своих отделений «Товарищество по взаимному кредиту» и «Русско-китайский банк». В 1913 г. в Армавире действовали 38 торговых товариществ, 25 торговых домов, одно отделение госбанка, 12 кредитных заведений. Из них четыре—товарищества по взаимному кредиту. Нужно отметить акционерные товарищества армянских купцов и промышленников, сыгравших значительную роль в развитии торговли и промышленности не только в Армавире, но и во всем крае.

Во внутренней и внешней торговле Армавира большую роль сыграли русские купцы и промышленники со своими крупными капиталами. Это наблюдалось особенно в начале XX в, когда русские капиталы с оборотом и прибылью во много раз превосходили местных армянских купцов и промышленников. Число торговых предприятий русского населения в Армавире составляло 630, а местных армян—123. Если денежный оборот первых составлял 24 750 939 с прибылью 1099 641 рубль, то у армянских купцов—6 387 037 рублей с прибылью 230 633 рубля.

В начале XX в. Армавир, опираясь на широкое поле торговой деятельности, наладил связи с Русско-английской торговой палатой. В 1912 г. Одесское отделение Русско-английской торговой палаты обращается с официальным заявлением к биржевому комитету Армавира с просьбой способствовать развитию торговли между Россией и Англией. Армавир должен был выйти на иностранный рынок продажей скота, подсолнечного масла, пшеницы и табака. Это все обещало большие выгоды Армавиру, одновременно создавая условия для проникновения иностранного капитала на Северный Кавказ.

Таким образом, внутренняя и внешняя торговля Армавира, связанная с другими отраслями производства, имела большое экономическое значение. В отличие от других городов области Армавир получил прочную основу для дальнейшего развития торговли благодаря наличию железнодорожной магистрали.

С развитием торговли и промышленности в 70— 80-х годах XIX века в Армавире сформировался слон армянской торгово-промышленной буржуазии. Часть состоятельных и предприимчивых армянских торговцев, предопределив возможности и ожидаемые прибыли от развивающейся промышленности, вложила свои капиталы именно в эту область экономики.

Удобное местонахождение и благоприятные экономические условия Армавира позволили армянам-торговцам и промышленникам вложить свои торговые капиталы в основном в Армавире. Однако экономический прогресс, развитие капиталистических отношений приводили к тому, что почти самостоятельно действующий армянский капитал постепенно растворялся в общерусском торговом капитале

 

 

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!



Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Антиспам: К двухcтам прибавить cто пятьдecят пять (ответ цифрами)

Введите ответ (цифрой):