Армянская колония Армавира
Л. А. Погосян
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КОЛОНИИ
Содержание книги ::
Содержание раздела
2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АРМАВИРА В ГОРОД
Вопросом о признании Армавира городом на
протяжении всей его истории занимались как власти, так и армянское общество.
Этому вопросу, естественно, уделяли внимание и исследователи истории Армавира,
но не всегда давали на него достоверные ответы. Ф. Щербина и вслед за ним Е.
Шахазиз представляли вопрос о превращении Армавира в город, как имеющий
отрицательные последствия для армавирских армян. По словам Ф. Щербины: «Это
последнее в истории поражение, понесенное черкесогаями». Более
правильное толкование дал Шаган-Симон. Однако он не углубился в сущность
явления и ограничился только констатированием окончательного факта.
Вопрос о признании Армавира городом
возник в 1859 г. по инициативе местного военного начальства. Указанный Ф.
Щербиной «Проект положения об учреждении города Армавира» свидетельствует о
том, что местная военная власть в первую очередь интересовалась не желанием
видеть Армавир городом, а тем, чтобы с разрешением этого вопроса установить, к
какому сословию отнести армавирцев, какие привилегии им предоставить и какие
обязанности на них наложить. 12 марта 1859 г. командующий войсками правого крыла
Кавказской линии генерал-лейтенант Филиппсон командирует в Армавир чиновника
Дульветова (Карапет Долватянц). Последний сообщает армавирцам следующее:
«Правители ваши исполнили просьбу вашу, и решили пожаловать вам просимые вами
законы до настоящего времени, а также сочли возможным дать вам срок 25 лет для
преобразования села вашего в город, за эти годы вы не будете платить
государственного налога, вы свободны от налогов и навечно не будут брать у вас
ни солдат, ни казаков. А когда исполнится 25 лет, за местных рекрутов внесете
300 рублей».
В проекте положения (который,
по-видимому, составлен согласно представленному Долватянцем докладу) нашли
свое отражение не только вышеупомянутые привилегии, но и другие, согласно
которым армяне должны были перечисляться в мещане города Армавира, получить
право записываться в купцы первой, второй и третьей гильдий, для той же их
части, которая оставалась на военной службе, сохранялись права узденей.
Предусматривалось создание особого гражданского суда, с разбором дел «по своим
правам и обычаям». В докладе Филиппсону упомянутого выше Долватянца довольно
подробно охарактеризовано современное ему положение Армавира и делаются
необходимые предложения в связи с решением ряда вопросов экономического и
культурного порядка и управления будущего города. Из доклада Долватяниа и
проекта положения усматривается совершенно ясно, что главная задача
администрации состояла в том, чтобы узаконить сословное положение армян, не
ломая по возможности их обычных установлений и порядков, и обеспечить в
надлежащей мере их интересы, поскольку они касались армянского быта и не шли в
разрез с государственным строем.
Фактически это был период, когда
окончательно еще не был решен вопрос о правовом и поземельном положении
армавирцев и последние вели свою жизнь и хозяйство по обычаям, принятым в их
повседневном быту.
Однако русское правительство, взявшее курс
на упразднение прав и привилегий российских армян, не могло, конечно,
согласиться с подобным решением вопроса.
Вопрос о преобразовании Армавира в город
снова стал предметом обсуждения в 80-х годах XIX в., на этот
раз уже по ходатайству русского населения.
Мы уже отмечали, что после отмены
крепостного права и окончательной утери так называемых узденских прав
армавирцев за ними оставались только лишь некоторые льготы во внутренней жизни
поселения. В частности, в руках армян находилось управление Армавиром, а за
общиной сохранялась собственность на общественные земли.
Именно эти привилегии армян вызывали
недовольство русского населения Армавира, которое к концу XIX
в. численно в несколько раз превосходило армян, однако не принимало участия в
управлении Армавиром. Армянское население Армавира, наоборот, упорно боролось
за сохранение своих прав в сельском управлении, а также своих преимуществ в
пользовании земельными площадями. В пользу армянского общества говорила статья
689 государственного закона о порядке преобразования села в город. В ней
указывалось, что для преобразования села в город необходимо согласие сельского
населения, причем это должно быть отмечено в приговоре, составленном и
подписанном не менее 2/3 домохозяев села. Упомянутый вопрос неоднократно
рассматривался местными властями, однако, с одной стороны, упорная борьба
армянского населения, а с другой—противоречивые мнения в комиссиях не давали
возможности окончательно решить вопрос.
Наместник Кавказа Воронцов-Дашков в 1907
г. вновь поднял вопрос о преобразовании Армавира в город, предложив
предоставить новому городу земли из общественного надела Армавира, передать
безвозмездно городу 1279 десятин 1806 кв. саженей, куда войдут, во-первых,
дома, кладбища, пески, болота, дороги, во-вторых, дать городу возможность
выкупить за деньги 1720 десятин 1806 кв. сажен земельной площади. Это
предложение не встретило поддержки в Совете министров на том основании, что
передача земли городу Армавиру из общественной собственности села может иметь
место только в порядке принудительного отчуждения земли.
12 января 1908 г. военный министр
представил Государственной думе другой проект, которым предусматривалось
внести в Армавире городское правление, утвердить полицейскую власть, а для той
части населения, которая не желает стать горожанами, сохранить все права
сельского состояния, земельные участки и общественное сельское управление. Этот
проект несколько раз рассматривался комиссией Государственной думы, однако
был отклонен в связи с многочисленными прошениями и объяснительными записками
армавирских армян.
Фактически вопрос приобретал особое
значение вследствие ряда изменений в экономической и политической жизни.
Армавир стал одним из торговых и промышленных центров края и хотя юридически
считался селом, однако по масштабам торгово-промышленной деятельности, годовых
доходов и расходов несколько раз превосходил многие города края. Дальнейший
экономический рост города и его развитие решительно требовали отказаться от
узких и ограниченных рамок сельского управления и перейти к более усовершенствованному
и организованному городскому управлению. Было еще одно важное
обстоятельство—утверждение штата армавирской полиции, что приобретало большое
значение в связи с тем, что в начале XX в. в крае начались
революционные волнения. В многочисленных официальных отношениях и записках
указывалось, что необходимо учредить в Армавире сильный полицейский аппарат для
борьбы с различными преступлениями и в целях их предупреждения.
В конце 1913 года, когда вопрос о
преобразовании Армавира в город стал актуальным, правительственные круги были
озабочены вопросом: какие права предоставить городскому управлению и русскому
населению, имея в виду определенное сохранение прав коренного населения и
сельского управления. Юрисконсульт Кавказского военно-окружного Совета
действительный статский советник Абрамов 11 ноября 1913 г. пишет начальнику
штаба округа о том, что, если Армавир будет решением правительства
преобразован в город, то проживающее в нем русское население, которое войдет в
состав мещан будущего города, не получит никаких прав на сельское имущество, а
также в вопросе распоряжения последним; общей земельной площадью и трамваем
по-прежнему будет распоряжаться сельское собрание Армавира, не участвуя в
будущем городском правлении.
Наконец, в начале 1914 г. Совет министров
принимает окончательное решение о преобразовании Армавира в город. Армянское
население Армавира во главе с сельским старшиной П. А. Мурадяном просит
признать свои земельные права. Совет министров, принимая во внимание эту
просьбу армавирцев и одновременно имея в виду обеспечение правовых норм
пришлого населения и участие его в управлении будущего города, представляет
выработанный им устав на высочайшее утверждение. Царским указом от 23 марта 1914
г. утверждается постановление Совета министров о преобразовании Армавира в
одноименный город на следующих основаниях:
1) в пределы города Армавир входит
существующая площадь местожительства;
2) право землевладения в пределах города
Армавира признается за теми, кто в прошлом приобрел его законным путем;
3) для тех, кто принадлежит к сельскому
сословию и не желает перейти в сословие горожан, сохраняются все
имущественные и земельные права, которыми они пользовались до того, как Армавир
стал городом.
В августе 1915 г., во исполнение указа от
23 марта
1914 г., в Армавире проводятся выборы в
городскую думу и в должности городского головы утверждается почетный
гражданин Александр Колычев. В сентябре 1915 г. в Армавире организуется
городская управа. Таким образом, армянское общество Армавира, которое
противилось преобразованию его в город, фактически борясь за сохранение своих
привилегий, вынуждено было уступить правительственному решению, преследовавшему
общегосударственные цели. Однако начавшаяся мировая война отвлекла внимание
вновь избранной городской думы от мирного строительства. Одновременно с
городским самоуправлением до 1920 г. продолжало существовать и сельское
управление, по-прежнему сосредотачивая в своих руках основные источники дохода.
Как выясняется из сохранившихся сведений, в 1919 г. большинством голосов и по
желанию народа сельским старшиной избирается Андриас Акопджанян, являвшийся
еще с конца XIX в. одним из видных общественных деятелей Армавира.
«Двоевластие» продолжалось до марта 1920 г. когда в Армавире окончательно
устанавливается Советская власть, открывшая перед молодым городом новый путь
развития экономической и политической жизни.
Комментариев нет - Ваш будет первым!
|