Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

Армянская колония Армавира

 

Л. А. Погосян

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КОЛОНИИ

Содержание книги :: Содержание раздела

 

2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АРМАВИРА В ГОРОД

 

Вопросом о признании Армавира городом на протяжении всей его истории занимались как власти, так и армянское общество. Этому вопросу, естественно, уделяли внимание и исследователи истории Армавира, но не всегда давали на него достоверные ответы. Ф. Щербина и вслед за ним Е. Шахазиз представляли вопрос о превращении Армавира в город, как имеющий отрицательные последствия для армавирских армян. По словам Ф. Щербины: «Это последнее в истории поражение, понесенное черкесогаями». Более правильное толкование дал Шаган-Симон. Однако он не углубился в сущность явления и ограничился только констатированием окончательного факта.

Вопрос о признании Армавира городом возник в 1859 г. по инициативе местного военного начальства. Указанный Ф. Щербиной «Проект положения об учреждении города Армавира» свидетельствует о том, что местная военная власть в первую очередь интересовалась не желанием видеть Армавир городом, а тем, чтобы с разрешением этого вопроса установить, к какому сословию отнести армавирцев, какие привилегии им предоставить и какие обязанности на них наложить. 12 марта 1859 г. командующий войсками правого крыла Кавказской линии генерал-лейтенант Филиппсон командирует в Армавир чиновника Дульветова (Карапет Долватянц). Последний сообщает армавирцам следующее: «Правители ваши исполнили просьбу вашу, и решили пожаловать вам просимые вами законы до настоящего времени, а также сочли возможным дать вам срок 25 лет для преобразования села вашего в город, за эти годы вы не будете платить государственного налога, вы свободны от налогов и навечно не будут брать у вас ни солдат, ни казаков. А когда исполнится 25 лет, за местных рекрутов внесете 300 рублей».

В проекте положения (который, по-видимому, составлен согласно представленному Долватянцем докладу) нашли свое отражение не только вышеупомянутые привилегии, но и другие, согласно которым армяне должны были перечисляться в мещане города Армавира, получить право записываться в купцы первой, второй и третьей гильдий, для той же их части, которая оставалась на военной службе, сохранялись права узденей. Предусматривалось создание особого гражданского суда, с разбором дел «по своим правам и обычаям». В докладе Филиппсону упомянутого выше Долватянца довольно подробно охарактеризовано современное ему положение Армавира и делаются необходимые предложения в связи с решением ряда вопросов экономического и культурного порядка и управления будущего города. Из доклада Долватяниа и проекта положения усматривается совершенно ясно, что главная задача администрации состояла в том, чтобы узаконить сословное положение армян, не ломая по возможности их обычных установлений и порядков, и обеспечить в надлежащей мере их интересы, поскольку они касались армянского быта и не шли в разрез с государственным строем.

Фактически это был период, когда окончательно еще не был решен вопрос о правовом и поземельном положении армавирцев и последние вели свою жизнь и хозяйство по обычаям, принятым в их повседневном быту.

Однако русское правительство, взявшее курс на упразднение прав и привилегий российских армян, не могло, конечно, согласиться с подобным решением вопроса.

Вопрос о преобразовании Армавира в город снова стал предметом обсуждения в 80-х годах XIX в., на этот раз уже по ходатайству русского населения.

Мы уже отмечали, что после отмены крепостного права и окончательной утери так называемых узденских прав армавирцев за ними оставались только лишь некоторые льготы во внутренней жизни поселения. В частности, в руках армян находилось управление Армавиром, а за общиной сохранялась собственность на общественные земли.

Именно эти привилегии армян вызывали недовольство русского населения Армавира, которое к концу XIX в. численно в несколько раз превосходило армян, однако не принимало участия в управлении Армавиром. Армянское население Армавира, наоборот, упорно боролось за сохранение своих прав в сельском управлении, а также своих преимуществ в пользовании земельными площадями. В пользу армянского общества говорила статья 689 государственного закона о порядке преобразования села в город. В ней указывалось, что для преобразования села в город необходимо согласие сельского населения, причем это должно быть отмечено в приговоре, составленном и подписанном не менее 2/3 домохозяев села. Упомянутый вопрос неоднократно рассматривался местными властями, однако, с одной стороны, упорная борьба армянского населения, а с другой—противоречивые мнения в комиссиях не давали возможности окончательно решить вопрос.

Наместник Кавказа Воронцов-Дашков в 1907 г. вновь поднял вопрос о преобразовании Армавира в город, предложив предоставить новому городу земли из общественного надела Армавира, передать безвозмездно городу 1279 десятин 1806 кв. саженей, куда войдут, во-первых, дома, кладбища, пески, болота, дороги, во-вторых, дать городу возможность выкупить за деньги 1720 десятин 1806 кв. сажен земельной площади. Это предложение не встретило поддержки в Совете министров на том основании, что передача земли городу Армавиру из общественной собственности села может иметь место только в порядке принудительного отчуждения земли.

12 января 1908 г. военный министр представил Государственной думе другой проект, которым предусматривалось внести в Армавире городское правление, утвердить полицейскую власть, а для той части населения, которая не желает стать горожанами, сохранить все права сельского состояния, земельные участки и общественное сельское управление. Этот проект несколько раз рассматривался комиссией Государственной думы, однако был отклонен в связи с многочисленными прошениями и объяснительными записками армавирских армян.

Фактически вопрос приобретал особое значение вследствие ряда изменений в экономической и политической жизни. Армавир стал одним из торговых и промышленных центров края и хотя юридически считался селом, однако по масштабам торгово-промышленной деятельности, годовых доходов и расходов несколько раз превосходил многие города края. Дальнейший экономический рост города и его развитие решительно требовали отказаться от узких и ограниченных рамок сельского управления и перейти к более усовершенствованному и организованному городскому управлению. Было еще одно важное обстоятельство—утверждение штата армавирской полиции, что приобретало большое значение в связи с тем, что в начале XX в. в крае начались революционные волнения. В многочисленных официальных отношениях и записках указывалось, что необходимо учредить в Армавире сильный полицейский аппарат для борьбы с различными преступлениями и в целях их предупреждения.

В конце 1913 года, когда вопрос о преобразовании Армавира в город стал актуальным, правительственные круги были озабочены вопросом: какие права предоставить городскому управлению и русскому населению, имея в виду определенное сохранение прав коренного населения и сельского управления. Юрисконсульт Кавказского военно-окружного Совета действительный статский советник Абрамов 11 ноября 1913 г. пишет начальнику штаба округа о том, что, если Армавир будет решением правительства преобразован в город, то проживающее в нем русское население, которое войдет в состав мещан будущего города, не получит никаких прав на сельское имущество, а также в вопросе распоряжения последним; общей земельной площадью и трамваем по-прежнему будет распоряжаться сельское собрание Армавира, не участвуя в будущем городском правлении.

Наконец, в начале 1914 г. Совет министров принимает окончательное решение о преобразовании Армавира в город. Армянское население Армавира во главе с сельским старшиной П. А. Мурадяном просит признать свои земельные права. Совет министров, принимая во внимание эту просьбу армавирцев и одновременно имея в виду обеспечение правовых норм пришлого населения и участие его в управлении будущего города, представляет выработанный им устав на высочайшее утверждение. Царским указом от 23 марта 1914 г. утверждается постановление Совета министров о преобразовании Армавира в одноименный город на следующих основаниях:

1) в пределы города Армавир входит существующая площадь местожительства;

2) право землевладения в пределах города Армавира признается за теми, кто в прошлом приобрел его законным путем;

3) для тех, кто принадлежит к сельскому сословию и не желает перейти в сословие горожан, сохраняются все имущественные и земельные права, которыми они пользовались до того, как Армавир стал городом.

В августе 1915 г., во исполнение указа от 23 марта

1914 г., в Армавире проводятся выборы в городскую думу и в должности городского головы утверждается почетный гражданин Александр Колычев. В сентябре 1915 г. в Армавире организуется городская управа. Таким образом, армянское общество Армавира, которое противилось преобразованию его в город, фактически борясь за сохранение своих привилегий, вынуждено было уступить правительственному решению, преследовавшему общегосударственные цели. Однако начавшаяся мировая война отвлекла внимание вновь избранной городской думы от мирного строительства. Одновременно с городским самоуправлением до 1920 г. продолжало существовать и сельское управление, по-прежнему сосредотачивая в своих руках основные источники дохода. Как выясняется из сохранившихся сведений, в 1919 г. большинством голосов и по желанию народа сельским старшиной избирается Андриас Акопджанян, являвшийся еще с конца XIX в. одним из видных общественных деятелей Армавира. «Двоевластие» продолжалось до марта 1920 г. когда в Армавире окончательно устанавливается Советская власть, открывшая перед молодым городом новый путь развития экономической и политической жизни.

 

 

 

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!



Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Антиспам: К двухcтам прибавить cто пятьдecят пять (ответ цифрами)

Введите ответ (цифрой):