Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

Армянская колония Армавира

 

Л. А. Погосян

ВВЕДЕНИЕ

Содержание книги :: Содержание раздела

 

Армянские поселения в России появились еще в средневековье, во времена становления древнерусского государства, куда стремились массы беженцев, покидавших родину, подвергавшихся периодическим набегам и варварским нашествиям разных завоевателей.

Армянская иммиграция и в дальнейшем продолжается с неослабевающей силой и особый размах приобретает в период татаро-монгольских завоеваний, турецко-персидских войн. Причин, стимулирующих этот процесс, было много: кровопролитные войны за Закавказье и Армению, неоднократные разделы и переделы края, невыносимые условия жизни армян на родине, разделенной между султанской Турцией и шахской Персией. тяжелые налоги, произвол ханов и пашей, национальная дискриминация, насильственные переселения и выселения. Наряду с этим армяне были очевидцами совершенно другого положения переселенцев в России, где не было таких диких явлений национальной и религиозной дискриминации, опасности физического уничтожения, грабежа и произвола во всех сферах жизни. Мало того, русский народ с чувством сострадания принимал бежавших из неволи армян, проявляя внимание и благородное чувство дружбы, национальной и религиозной терпимости.

В истории возникновения и роста армянских поселений значительную роль сыграла государственная политика царской России, поощрявшая переселение армян в южные и юго-западные районы страны для заселения этих пустынных просторов, развития земледелия, скотоводства, ремесел и торговли, для укрепления экономических связей с Востоком и Закавказьем.

История армянских поселений в российских пределах Северного Кавказа начинается собственно со времен Каспийского похода, предпринятого Петром I в 1722 г. В течение XVIII—XIX вв., особенно после присоединения Грузии, Азербайджана и Восточной Армении к России, постепенно увеличивается число армян в поселениях Северного Кавказа—Кизляре, Моздоке, Св. Кресте и других местах.

Образование армянских поселений важное явление в истории взаимоотношений Армении и Северного Кавказа. Оно раскрывает перед нами узел русско-армянских и армяно-северокавказских взаимоотношений.

История армянских колоний в России, в том числе и северо-кавказских поселений, в определенной мере отражает историю русского народа и народов Северного Кавказа. Выявление и изучение политических, социально-экономических и культурных взаимоотношений и сотрудничества русского, армянского и северокавказских народов безусловно представляет научный интерес.

В истории армянских поселений в России Армавир снимает своеобразное место. Среди северокавказских армянских поселений XIX в. Армавир отличался довольно развитой экономикой, политической и культурной жизнью. Возникновение армавирской армянской колонии было обусловлено не только стремлениями черкесских армян, но и определенными политическими соображениями царского правительства.

В период присоединения Северного Кавказа царизм нуждался в экономический и военной поддержке местного христианского, в том числе и армянского населения. Являясь посредниками в торговле, хорошо знающие местность, дороги, языки, опытные в военном деле и заинтересованные в победе России, черкесские армяне, естественно, пользовались всесторонней поддержкой русского военного начальства.

Характерно, что эта колония была основана в конце 30-х годов XIX в.. когда уже был решен вопрос о вхождении Закавказья в состав России, а присоединение Северного Кавказа ближайшего соседа и важного в стратегическом и экономическом отношениях края—становилось актуальным вопросом. Армавир был основан в тот период, когда остальные армянские поселения Северного Кавказа и Крыма, уже постепенно лишались жалованных им прежде привилегий.

Несмотря на это обстоятельство, армянские колонии России сохранили свое самобытное существование вплоть до XX в., вписав много интересных страниц в историю русско-армянских отношений, в историю русского и армянского народов. Воссозданное армавирское армянское поселение не получило особых правовых и экономических привилегий. Однако, учитывая заслуги черкесских армян и их роль в оживлении экономической жизни края, русское правительство учредило некоторые льготы армавирским армянам.

Благодаря географическому положению, благоприятным условиям для развития торговли, земледелия и скотоводства и предприимчивости армянского населения, Армавир, начиная со второй половины XIX в., становится одним из главных центров развития земледелия не только Кубанской области, но и всего Северного Кавказа. Взаимодействие географических, экономических и отчасти этнографических факторов способствовало появлению такого крупного торгово-промышленного центра, каким является для северного Кавказа Армавир.

История армавирской армянской колонии давно привлекала внимание историков. Впервые жизнеописанием черкесских армян заинтересовался моздокский священник Оганес Хосровянц. Его первая работа называлась: «Остатки христианства между закубанскими племенами, прошедшее и нынешнее состояние их нравов и обычаев». Рукопись хранится в Матенадаране (Институт древних рукописей им. М. Маштоца) под номером 9621. В Матепадаране же под номером 1792 хранится рукопись работы Хосровянца «Сведения о Черномории», написанной в 1844 г. в Екатеринодаре. В архиве Ереванского музея литературы и искусства им. Е. Чаренца имеется еще одна работа Хосровянца: «Тетрадь об истории закубанских черкесов и черкесо-армян, 1845 г., Екатеринодар».

Хосровянц в своих работах в основном отражает историю черкесских армян. Он лично побывал в среде армян, близко ознакомился и подробно описал их быт, обычаи и обряды. Он рассказывает о переселении черкесских армян, об их привилегиях в Черкесии, подробно описывает исполнение церковных обрядов, упоминает имена тех священников-армян, которые в начале XIX века посещали черкесских армян, отправляя духовные нужды своих единоверцев.

О черкесских армянах писал и офицер русской армии И. Иванов. Он, как очевидец, наблюдал и в ряде статей подробно описывает нравы черкесских армян, их переселение, основание Армавира и т. п.

«Черкесские армяне»—так называется работа, написанная в 1847 г. Ростом-беком Ерзынкяном о внутренней жизни черкесских армян, о переселении их на русскую сторону и основании Армавира. Эта небольшая, но интересная работа долгое время оставалась неизвестной в научных кругах. Только в 1971 г. она была опубликована В. Р. Григоряном.

В 1914 г. в Тифлисе была опубликована работа Симона Шаганяиа (Шагап-Симон) «Памятник армавирскому четырехголосному хору». С. Шаганян 10—12 лет преподавал в Армавире и по просьбе своих учеников написал историю г. Армавира. Несмотря на определенные достоинства, в работе имеется ряд недостатков, в частности, она схематична. Автор больше уделил внимания истории черкесов, кубанских казаков, чем истории черкесских армян и Армавира. В предисловии к своей работе он пишет: «Мои армавирские противники не захотели снабжать меня материалами прошедшей истории Армавира для заключения в «памятнике» и назло мне, через 2 года—в 1916 г., опубликовали «Историю Армавира» отдельной книгой с иллюстрациями, как моя. Это, конечно, произошло от доброй зависти, причиной стал я, когда задумал отыскать и опубликовать историю прошлой жизни Армавира из темного архива сельского управления».

Автор книги, упоминаемой С. Шаганяном,—член-корреспондент Российской Академии наук Ф. А. Щербина. В своей работе он затрагивает такие вопросы, как переселение черкесских армян, основание Армавира, внутренняя жизнь армян, права и привилегии, развитие торговли, переименование Армавира в город и т. п. В книге представлен богатый этнографический материал.

Ф. А. Щербина в работе использовал архив армавирского сельского управления, где хранился богатый материал по истории армянской колонии. Сегодня, когда из этого архива не уцелел ни один документ, книга Ф. А. Щербины предстает перед нами как живой свидетель этого богатого, интересной) хранилища, Работа Щербины также не лишена некоторых недостатков. Жизнь армянской колонии описывается поверхностно. автор зачастую обходит важные вопросы и события. порой же предстает в роли простого пересказчика. Ф. А. Щербиною недостаточно освещены вопросы социально-экономической и общественно-политической жизни колонии, а история армавирских армян представляется как история отдельной группы дворян-узденей.

В области изучения истории черкесских армян и Армавира большой интерес представляет рукописная работа «Черкесия. пли Черкесистан. и черкесоармяне». написанная в 1936 г. на армянском языке большим знатоком истории армянских поселений на юге России, известным филологом и историком Ервандом Ша-хазизом. Поводом к этому исследованию явилось письмо-обращение от армавирского армянского общества Е. Шахазизу в 1914 г. в связи с 75-летйем со дня основания Армавира. Местное армянское общество, желая отпраздновать эту дату, просило написать историю колонии. Армавирцы снабдили Е. Шахазиза многочисленными материалами и историческими данными. Бывший сельский староста Овсеп Кусикянц послал Шахазизу тетрадь с записями из истории прошлого Армавира.

В своих исследованиях Шахазиз пользовался книгой Ф. Щербины и материалами, представленными в его распоряжение жителями Армавира. Почти половина работы посвящена истории черкесских армян. Е. Шахазиз сообщает интересные сведения о жизни армян в Черкесии, об армяно-черкесских отношениях, об их нравах и обычаях, религиозных обрядах.

Особый интерес представляет история основания Армавира, дарованные ему привилегии, отдельные эпизоды из торгово-экономической и культурной жизни армавирцев. Как работа Ф. Щербины, так и исследования Е. Шахазиза основаны на изучении и сопоставлении фактического материала. Правда, эти авторы зачастую ограничивались тем, что лишь отмечали то или иное событие, не проникая, однако, в сущность явления, не анализируя его, не проявляя критического подхода.

Следует отметить, что как Е. Шахазиз, так и предыдущие авторы представляли историю Армавира и армавирских армян в основном в этнографическом аспекте.

Отдельные моменты истории черкесских армян и-Армавира отражены также в трудах Сталя, П. Г. Буткова, С. Джалалянца, Лео, Ф. А. Щербины.

Вопросы колонизации, экономического освоения и тенденции развития степного Предкавказья стали изучаться еще в досоветской русской историографии. Исследователи, в основном статистики-историки, лишь. косвенно касались истории армянских поселений и армян, изучая главным образом экономические условия края, заселенность станиц и городов и т. д.

В 1925 г. в Армавире основывается окружное общество краеведения с целью изучения исторического-прошлого края. В «Записках» общества появляются: первые сообщения краеведов об истории основания Армавира, о черкесских армянах, торгово-промышленном развитии Армавира и т. п. Однако не все статьи представляют научный интерес. В основном они носят статистический характер, отсутствует научное обоснование ряда важных вопросов.

 

Советская историография большое внимание уделяла исследованию политической и социально-экономической жизни Предкавказья.

Советские историки рассматривают важные моменты политики царской России в отношении Северного Кавказа и его народов, освещают основные вопросы развития капиталистических отношений с точки зрения марксистской методологии. Их работы, хотя и не имеют прямого отношения к теме нашего исследования, важны для получения полной картины экономической жизни края. Для освещения истории армянской колонии необходимо обрисовать ту историческую среду, те социально-экономические условия, в которых происходил процесс ее образования и развития.

Большая работа проделана советскими армянскими историками по изучению истории армянских колоний в России. Во многих статьях и монографиях они рассматривают в разных аспектах истории армянские поселения Москвы, Петербурга, Крыма, Астрахани, Нового Нахичевана, Григориополя и др.

В советской историографии история Армавирской армянской колонии до сих пор в целом не исследована. Имеется несколько статей X. А. Поркшеяна. Он в основном исследовал предпосылки и время переселения армян в Черкесию, некоторые вопросы основания Армавира и т. п. Статьи Поркшеяна содержат богатый фактический материал.

Достойна внимания статья Н. Г. Волковой, где автор, исследуя вопросы о расселении армян на Северном Кавказе, касается некоторых сторон истории черкесских армян. На основе выявленного архивного материала делаются интересные выводы в отношении торговой деятельности черкесских армян, даются некоторые сведения о первых поселенцах Армавира, о числе жителей его и т. д.

Считаем нужным отметить также статьи В. Л. Адобашяна и В. Л. Айрапетяна. В них также рассматриваются некоторые вопросы из истории черкесских армян и Армавира, в частности, торгово-экономическая деятельность армавирских армян, роль последних в экономике края и т. п.

В книге «Адмирал Л. М. Серебряков» В. А. Мика-елян отдельную главу посвятил черкесским армянам. На основе новых архивных материалов автору удалось показать связи Л. М. Серебрякова с черкесскими армянами до поселения их в Армавире и после этого, политические предпосылки переселения и обоснования армянского населения в крае, личные контакты адмирала с католикосом Н. Аштаракеци и основоположником -армавирского поселения генералом Зассом в осуществлении переселения горских армян в Россию.

В данной работе на основании архивных документов и дошедших до нас материалов мы попытались исследовать в основных аспектах историю возникновения и развития армавирского армянского поселения на общем фоне социально-экономического развития Северного Кавказа. Жизнь армавирского населения рассматривается с точки зрения тех благоприятных условий, которые были созданы для армян, поселившихся на Северном Кавказе. Сделана попытка в основных чертах представить картину политической, социально-экономической и культурной жизни армавирских армян и Армавира, взаимоотношения армавирцев с родиной и с другими армянскими поселениями в России, а также некоторые другие вопросы, не нашедшие отражения у предыдущих исследователей.

Переселение армян в Черкесию и возникновение там армянских поселений мы осветили кратко. Этот вопрос требует особого, обстоятельного исследования.

 

* * *

 

Первоисточники, касающиеся истории армавирской армянской колонии, хотя и разнообразны, но не многочисленны. Некоторые документы, отражающие внутреннюю жизнь армянского населения, хранятся в Центральном государственном историческом архиве Армянской ССР (ЦГИА Арм. ССР).

Интересные материалы хранятся в Матенадаране. Заслуживающие внимания документы относительно внутренней и культурной жизни армавирцев имеются в фонде католикоса. Привлекают внимание также материалы личных фондов Нерсеса Аштаракеци, Лазарянов, Мсера Мсеряна, Р. Патканяна и др.

В архивах Музея литературы и искусств им. Е. Чаренца особенно примечательны материалы из личных фондов Е. Шахазиза, С. Шаганяна.

Как было отмечено выше, богатый архивный материал хранился в архиве армавирского сельского управления. Но, к сожалению, в годы Великой Отечественной войны (при вывозе архива из Армавира) он был полностью уничтожен гитлеровцами. Немногочисленные документы хранятся в архивных фондах Армавирского краеведческого музея.

Многообразными и богатыми материалами располагает Государственный архив Краснодарского края. Встречаются документы, относящиеся к. истории основания Армавира, экономической и культурной жизни армавирских армян. Достойны изучения материалы, освещающие вопросы общественно-политической, культурной жизни и революционной деятельности армавирцев.

Богатым материалом об истории Армавира располагает Центральный государственный исторический архив СССР в Ленинграде. Представляют интерес документы, хранящиеся в епархиальном фонде, фондах генерал-губернатора, центрального статистического комитета, в отчетах начальника Кубанской области о торгово-экономическом развитии Армавира, о населении и его занятиях.

Можно отметить и архивный материал, имеющийся в Центральном государственном военно-историческом архиве Москвы и Центральном государственном историческом архиве Грузинской ССР в Тбилиси.

 

 

 

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!



Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Антиспам: К двухcтам прибавить cто пятьдecят пять (ответ цифрами)

Введите ответ (цифрой):