Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Автор С. Н. Ктиторов


к содержанию

 

 

"Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть

постыдное малодушие. "

А. С. Пушкин

 

Историю любого государства можно постичь только при изучении прошлого составляющих его частей. Единая судьба всей страны складывается из многоцветной палитры местных локальных историй. Каждый человек влияет на развитие своего Отечества, только будучи включенным в живую ткань истории конкретного региона. Образ родины для большинства из нас — это милые сердцу картины отчего дома, улицы, города, села или станицы, дорогие лица близких и друзей, волнующая душу мелодика родной русской речи. Здесь берут начало истоки патриотизма, рождается и крепнет любовь к своей стране и народу. Изучение региональной истории помогает одухотворить и "очеловечить" прошлое, понять непосредственные причины и побудительные мотивы деятельности наших предков, раскрыть глубинный смысл и мудрость заложенных ими традиций. Без этого невозможна преемственность времен, духовный рост и совершенствование человека, основанные на бесценном и порой трудном опыте предшествующих поколений. Знание и учет этого опыта -залог гармоничного и стабильного развития общества.

В истории северокавказского региона Армавир занимает особое место. Быстрое превращение небольшого аула черкесо-гаев (черкесских, горских армян) в крупный городской центр является наглядным свидетельством благотворного влияния России на всестороннее развитие вновь присоединенных областей. Некоторые исследователи еще в середине 1920-х гг. отмечали, что бурный поступательный рост Армавира "представляет огромный общественно-научный интерес". Специфика этого процесса состоит в том, что, не будучи губернским или областным центром, длительное время даже не имея статуса города, Армавир с конца XIX в. стал играть важную роль в социально-экономической и культурной жизни всего Северного Кавказа. Существование крупных торгово-промышленных селений, не уступавших по своему развитию многим большим городам, — это одна из характерных особенностей российской действительности того времени. И на юге страны Армавир был самым ярким и масштабным примером этого явления.

История Армавира в книге рассматривается в контексте социально-экономического и культурного развития степного Предкавказья. Именно в границах данного региона всестороннее влияние Армавира было наиболее заметно, что дает возможность соотносить его с такими крупными местными центрами, как Екатеринодар, Новороссийск и Ставрополь. Изучение досоветского прошлого Армавира имеет важное значение для решения многих актуальных проблем степного Предкавказья. Армавир был одним из тех пунктов, под влиянием которых происходило интенсивное хозяйственное освоение региона и его вовлечение в единый общероссийский рынок. В истории Армавира зримо проявились основные тенденции развития региональной культуры. В качестве одного из крупнейших общественно-политических центров Армавир в значительной степени определял динамику и интенсивность протекавших на Северном Кавказе революционных процессов.

Дореволюционный Армавир являлся одним из самых полиэтничных населенных пунктов региона. В наши дни, когда межнациональные отношения на Северном Кавказе отличаются крайней нестабильностью, когда этнические противоречия нередко перерастают в вооруженные столкновения, угрожая единству государства, особенно актуальными становятся опыт взаимного общения и традиции добрососедства, вырабатывавшиеся проживавшими в Армавире представителями различных народов. Этнография города является сегодня одним из перспективных направлений исторической науки, что объясняется повышением внимания исследователей "не к статике этнических ситуаций, а к динамическим процессам этнокультурного развития", особенно интенсивно протекавшим в городах. В этом смысле значительный интерес представляет изучение национального состава населения Армавира с его урбанизированной средой.

Однако, несмотря на несомненную актуальность и большое научное значение данной темы, вплоть до сего дня не было создано ни одного комплексного обобщающего научного исследования по истории досоветского Армавира, что весьма обедняет палитру прошлой жизни нашего региона.

Территориальные рамки монографии ограничиваются площадью, занимаемой аулом-селом-городом Армавиром на разных этапах его роста. Вместе с тем, социально-экономическая и этнокультурная специфика и роль Армавира могут быть определены только в региональном контексте. Поэтому история Армавира рассматривается в тесной связи с развитием степного Предкавказья в XIX — начале XX в. В этот регион мною включается предреволюционная территория Кубанской области, Черноморской и Ставропольской губерний, что соответствует экономическому районированию России того времени, согласно которому эти земли объединялись в так называемую "степную хлеботорговую группу".

Хронологические границы исследования охватывают период с 21 апреля 1839 г. до 7 января 1918 г., то есть с момента основания Армянского аула на Кубани до установления в городе Армавире Советской власти. Внимание к дореволюционному прошлому Армавира объясняется тем, что в данный период специфика его истории и роль в развитии степного Предкавказья проявляются наиболее зримо.

Интерес к Армавиру и его обитателям возникает уже в первые годы после основания поселения. Поскольку в книге изучается досоветский Армавир, большинство работ XIX — начала XX в. может рассматриваться в качестве источников. Первые исследователи Армавира чаще всего были современниками описываемых событий. Прежде всего, их интересовала история, традиции и этнокультурные особенности первопоселенцев аула черкесо-гаев (горских армян). Самой ранней работой, в которой содержатся сведения об Армавире, является статья Д. Я. Люлье, опубликованная в 1848 г. Автор рассматривает основные занятия армян в Черкесии, характеризует их национальный облик и взаимоотношения с горцами. В беглом описании армянской "усадьбы" на Кубани (будущего Армавира) содержится ценное наблюдение об имущественном неравенстве среди черкесо-гаев.

В середине XIX в. армянский историк Р. Ерзынкян создал рукописный труд "Черкесские армяне", который вышел в свет только в 1971 г.' В этой работе подробно освещаются различные аспекты жизни горских армян, анализируются причины обострения их взаимоотношений с адыгами после принятия последними ислама. Автор повествует о переходе черкесо-гаев под покровительство России и основании ими в 1839 г. собственного аула на Кубани. Отдельные сведения об Армавире, более статистического, нежели исторического характера содержатся в этнографическом очерке барона Сталя, написанном в 1852 г.

Первым настоящим историком и бытописателем Армавира считается сотрудник "Ставропольских губернских ведомостей" И. Иванов. В 1853-1855 гг. он опубликовал целую серию газетных статей об ауле и его обитателях. На основе устных преданий и рассказов армавирцев исследователь воссоздает этническую историю черкесо-гаев, характеризует особенности традиций и уклада жизни этой своеобразной группы населения Северного Кавказа. Рассматривая обстоятельства образования и заселения Армавира, И. Иванов справедливо указывает на большую роль в этом процессе российской военной администрации во главе с генералом Г. Х. Зассом. В статьях приводятся данные об увеличении численности жителей аула, описывается внешний вид и застройка поселения. Автор подробно освещает основные хозяйственные занятия армавирцев, отмечая при этом приоритетное значение меновой торговли с горцами. Особое внимание И. Иванов уделил анализу социальной структуры населения аула. Исследователь детально охарактеризовал положение армавирских крепостных, сделав особый акцент на специфике их правового статуса. Этот материал о зависимом сословии черкесо-гаев позднее включил в свою книгу Н. Ф. Дубровин. И. Иванов приводит ценные сведения об участии армавирцев в событиях Кавказской войны, в которой они последовательно выступали на стороне России. Из статей можно сделать вывод, что угроза горских набегов существенно тормозила развитие хозяйственных занятий черкесо-гаев и, прежде всего, скотоводства.

После проведения в 1875 г. через аул Владикавказской железной дороги в региональной прессе появляется целый ряд статей и репортажей из Армавира. В основном, в них затрагивались вопросы, связанные с влиянием новой магистрали на торгово-промышленный рост селения. Чаще всего эти материалы для монографического исследования выступают в качестве источников, однако некоторые очерки имеют определенный историографический интерес.

В одной из обширных газетных статей 1878 г. безымянный автор подвергнул всестороннему рассмотрению образ жизни и бытовой уклад коренных жителей Армавира черкесо-гаев. Были подчеркнуты некоторые аспекты торговых взаимоотношений горских армян с черкесами. Исследователь указал на такой важный источник формирования крепостного сословия черкесо-гаев, как закабаление последними местного горского населения. В работе предпринята попытка рассмотреть причины аккультурации армян в адыгской среде, а также сделан вывод об определяющем значении национальной григорианской религии в сохранении черкесо-гаями собственного этнического самосознания. Автор довольно близко подошел к пониманию специфики черкесских армян как этнопрофессиональной группы, назвав армавирцев "торгующим людом горского населения". В статье содержится колоритное описание бытового уклада и внутренней обстановки традиционного жилища обитателей аула. Затронута проблема положения женщин в семье черкесо-гаев. Значительное место исследователь уделил рассмотрению процесса быстрого торгово-промышленного роста Армавира, толчком для которого послужило строительство железной дороги. Одним из важнейших последствий этого события, по меткому наблюдению автора, стало изменение национального состава местного населения.

В другом пространном газетном очерке, напечатанном в 1889 г. и подписанном инициалами С. А. Ц-в, освещается процесс всестороннего развития Армавира после сооружения железной дороги. В предельно краткой исторической справке автор высказывает довольно оригинальную гипотезу о том, что первопоселенцы Армавира являются потомками тех армян, которые "подвергнувшись каре русских законов" в незапамятные времена бежали в горы Черкесии, а в 1835-1838 гг. российское правительство поселяет их на Кубани "под наблюдение" крепости Прочный Окоп. Достоверность этой версии о происхождении черкесо-гаев представляется мне крайне сомнительной. Весьма детально в очерке проанализирована трансформация аула закубанских армян в оживленное торгово-промышленное село. В исследовании сделан вывод о том, что после сооружения железной дороги Армавир стал одним из главнейших центров хлебной торговли Северного Кавказа, началось формирование местной промышленности. Автор прослеживает динамику изменения численности населения Армавира, отмечая резкое увеличение доли иногородних, прежде всего, русских жителей. В работе приводятся подробные статистические данные об экономическом развитии селения. Исследователь поднимает сложную проблему взаимоотношений между коренными и иногородними жителями Армавира, констатируя нараставшие противоречия в этой области. В статье рассказывается о первых этапах борьбы иногородних армавирцев за преобразование селения в город.

Довольно любопытный взгляд на торговые промыслы армавирских черкесо-гаев в годы Кавказской войны содержится в опубликованных в начале XX в. статьях В. С. Шамрая" и Н. Дьячкова-Тарасова. Эти авторы единодушно подвергли резкой критике коммерческие занятия жителей аула, которые поддерживали тесные экономические связи с "немирными" горцами и порой выменивали им даже оружие и порох. По мнению исследователей, монопольное положение армянских купцов в Закубанье и их спекулятивная деятельность служили препятствием для развития в крае свободной взаимовыгодной торговли.

Отдельные аспекты ранней истории Армавира бегло затрагиваются в работе Д. Соколова, вышедшей в свет в 1904 г. Здесь, в частности, приводится оригинальная трактовка происхождения черкесо-гаев, бывших якобы "рабами у горцев" и освобожденных от неволи генералом Зассом. Автор делает попытку более пристального рассмотрения этимологии названия Армавира, привлекая данные латинского языка.

Некоторые вопросы развития среднего образования в Армавире освещаются в небольшой брошюре, изданной в 1911 г. к 10-летнему юбилею местной женской гимназии.

В рамках исследуемой проблемы началом настоящей историографии следует считать появление трудов Шаган-Симона и Ф. А. Щербины. В 1914 г. в Тифлисе на армянском языке была напечатана большая книга Шаган-Симона (С. Шаганяна) об Армавире. Объектом исследования автора стала история черкесо-гаев и армавирской армянской общины. Привлекая сообщения армянских историков и материалы национальной периодической печати, Шаган-Симон рассмотрел вопросы происхождения и этнического своеобразия горских армян, рассказал об основании и развитии аула Армавир. Исследователь показал, какое большое содействие оказали российские власти в обустройстве черкесо-гаев на Кубани. В книге содержатся строки биографии основателя Армавира Г. Х. Засса, повествуется о покровительстве над жителями аула армянских священников из Ставрополя. Шаган-Симон пролил свет на многие обычаи и традиции коренных армавирцев. Автор впервые проанализировал характер этнических процессов в Армавире и сделал справедливый вывод о наметившейся ассимиляции черкесо-гаев в русской среде.

Отдельную главу историк посвятил описанию современного ему Армавира. Он привел ценные сведения об экономическом, хозяйственном и культурном развитии селения в 1913 г., отметил главные направления деятельности местной Волостной администрации, обрисовал облик, окрестности и топографию Армавира. Шаган-Симон признал, что главная роль в распространении среди населения просвещения и большинства полезных общественных начинаний принадлежит русским жителям. Автора интересовали такие специфические вопросы, как: история армянских учебных заведений селения, профессиональная деятельность армянских педагогов, благотворительность национальной буржуазии, становление армянского любительского театра и формирование церковного хора, различные вопросы армянской религиозной жизни в Армавире, функционирование местного отделения "Армянского благотворительного общества на Кавказе" и т.п. В книге были отражены основные моменты российской административной политики по отношению к армянской школе и церкви. Работа во многом носит автобиографический характер, так как Шаган-Симон более 10 лет исполнял обязанности регента армавирского церковного григорианского хора. Исследователя отличают острый практический ум и наблюдательность, однако те проблемы, которые не были непосредственно связаны с жизнью местной армянский общины, в книге должного освещения не получили.

Важный вклад в исследование досоветского Армавира внес Ф. А. Щербина. Отдельные моменты прошлого аула были затронуты им в фундаментальном труде "История Кубанского казачьего войска" однако главной его работой по интересующей меня проблематике стала вышедшая в 1916 г. "История Армавира и черкесо-гаев". Свою книгу Ф. А. Щербина написал по заказу Армавирского волостного правления к 75-летнему юбилею со дня основания аула. В этом издании коренные армавирцы хотели подтвердить свое право на власть и привилегии и воспрепятствовать преобразованию села в город, чего добивались иногородние жители, составлявшие к тому времени около 90% всего населения. В труде Ф. А. Щербины становление и развитие Армавира рассматривается исключительно через призму деятельности и занятий черкесо-гаев.

В своей книге исследователь использовал ценные материалы местного волостного архива, в том числе такой уникальный рукописный памятник, как "Биография жителей селения Армавир". Документы бывшего волостного архива Армавира погибли в годы Великой Отечественной войны и сегодня с ними можно познакомиться лишь в работе Ф. А. Щербины. Этим объясняется довольно частое мое обращение к данному труду при изучении самого раннего аульского периода в истории Армавира. Неоценимую помощь оказали историку личные встречи и беседы со старожилами, ветеранами Кавказской войны. В книгу включены обширные этнографические сведения об этногенезе черкесо-гаев, их жизни в горах и основании Армавира, о материальной и духовной культуре, занятиях и хозяйстве первопоселенцев аула. Подробно освещаются особенности внутреннего уклада жизни и взаимоотношений армавирцев с черкесами и казаками Кубани. Интересны сообщения о своеобразных традициях и обычаях жителей аула. Большое внимание уделяется автором хронике местных событий и боевых действий в годы Кавказской войны. Он высоко оценил вклад армавирцев в дело защиты российских рубежей на Кубани. Исследователь стал настоящим летописцем аульского прошлого Армавира.

Ф. А. Щербина впервые разработал периодизацию истории Армавира, выделив в ней военный, хозяйственный и торгово-промышленный периоды. Подчеркивается решающая роль Владикавказской железной дороги в экономическом развитии Армавира и всего региона. В книге содержится вывод о том, что к 1914 г. "Армавир превратился в огромный торгово-промышленный центр, занявши в этом отношении первое место между важнейшими городами Северного Кавказа". Историк отметил, что к этому времени селение приобрело черты крупного города, что объяснялось им сосредоточением капиталов в руках местных армян.

Ф. А. Щербина неоправданно преувеличил роль коренных армавирцев во главе с Волостным правлением во всестороннем росте и благоустройстве Армавира. Приоритет иногородних жителей в развитии селения в работе игнорируется. Вместе с тем, историк признает, что под мощным влиянием русской культуры "черкесо-гаи становятся русо-гаями", согласившись, тем самым, с мнением Шаган-Симона. В книге чрезмерно актуализирован национальный вопрос, хотя в то время он не играл в Армавире существенной роли. Острый многолетний спор сторонников и противников обращения села в город Ф. А. Щербина представил как борьбу русских против армян. На самом же деле, некоренные жители выступали против деятелей армавирской сельской администрации, цепко державших в своих руках все нити местного управления, ревниво оберегая их от вмешательства чужаков. Историк считал, что доводы иногородних за преобразование села в город носили кляузный характер и последовательно защищал интересы верхушки коренных армавирцев. Эта позиция автора определяется, скорее всего, заказным характером его работы. Вне поля зрения Ф. А. Щербины осталась культурная и общественно-политическая жизнь селения, очень бегло был затронут вопрос о развитии местной торговли и промышленности.

В выпущенной в 1917 г. брошюре М. Михайлова освещалась биография известного общественного деятеля Армавира и Кубани В. И. Лунина. Здесь рассказывается о деятельности местного Общества попечения о детях и его усилиях по распространению среди народа образования. Автор приводит сведения по истории многих культурных учреждений Армавира. В этом издании впервые получили отражение отдельные стороны местной общественно-политической жизни, кратко упоминаются некоторые эпизоды революционного движения 1905-1907 гг.

В советской историографии разработка вопросов, рассматривавшихся дореволюционными авторами, продолжается, вместе с тем, круг исследуемых проблем был значительно расширен. Объектом пристального изучения стали социальные и общественно-политические процессы, протекавшие в досоветском Армавире, история революционных событий 1905-1907 гг. На более высоком научном уровне исследователи стали освещать экономическое развитие Армавира в конце XIX — начале XX в. По-прежнему большое внимание уделялось истории первопоселенцев Армавира- черкесо-гаев. Для работ советских авторов характерна высокая степень обобщения и критического анализа материала. В истории дореволюционного Армавира выявляются основные закономерности и противоречия общественного развития, однако нередко исследователи упускали из вида специфику и своеобразие местных процессов и явлений, подгоняя их под жесткие идеологические схемы. В советской историографии существенно пополнилась документальная и источниковая база изучаемых проблем. В работах регионального масштаба, повествующих о событиях на Кубани или на Северном Кавказе, авторы стали значительно чаще обращаться к армавирской проблематике. К сожалению, значительное количество исследований советского и новейшего времени имеют компилятивный характер, заимствуя основной объем фактографического материала из книг Ф. А. Щербины и других дореволюционных историков.

Важное место в исследованиях советских историков занимает тематика, связанная с революционным движением начала XX в. Для настоящей монографии особый интерес представляют статьи Г. Целлера и Н. Золкина. Эти очерки отчасти имеют источниковедческий характер, так как при освещении событий первой русской революции в Армавире авторы нередко обращаются к личному опыту и впечатлениям. Г. Целлер делает любопытный вывод об исключительном своеобразии "полицейских условий" в селении, благоприятствовавших росту революционной активности, приводит ценные сведения о контактах и

взаимоотношениях между различными местными партиями в это время. В работах Н. Золкина привлекает внимание описание неоднородности социального состава противооорствуюших сторон, оценка позиции армавирской казачьей администрации в событиях 1905 г.

О роли, которую играл в демократическом движении в Армавире председатель местного Общества попечения о детях В. И. Лунин, говорится в исследовании Б. П. Балуева.

Обширные и разноплановые сведения о социал-демократическом и рабочем движении в Армавире в начале XX в содержатся в работах А. М. Сединой, М. Ш. Шигабудинова и И. Лебедика.

О большой роли армавирских социал-демократов в организации революционной борьбы сельскохозяйственных рабочих писали А. И. Годючко и Б. А. Трехбратов. В книге Б А. Трехбраюва "Первые шаги..." освещается история вооруженного выступления частей армавирского гарнизона в декабре 1905 г., анализируются причины его поражения.

Большое значение для изучения революционного движения в Армавире имеет фундаментальный труд "История народов Северного Кавказа", вышедший в 1988 г. На основе обширного документального материала в данной монографии повествуется о рабочих стачках и забастовках в селении, о деятельности местной социал-демократической организации, анализируется численный состав этой партии. Особый интерес представляет показ места Армавира в революционных событиях на Северном Кавказе Книга позволяет сделать вывод о том, что Армавир всегда находился в авангарде революционного движения в регионе Селение в работе предстает крупным промышленным центром с массными кадрами местного пролетариата, Следует отметить, что обобщающее исследование акцентирует внимание только на общественно-политических процессах в Армавире. Вопросы экономического и культурного развития Армавира, своеобразие этнического состава местного населения остались вне поля зрения авторов книги.

Для изучения экономического развития досоветского Армавира немалое значение имеют работы В. Н. Ратушняка В его исследованиях раскрывается роль Армавира как крупного рынки рабочей силы, важного центра торговли сельскохозяйственными машинами и орудиями, способствовавшего интенсивному хозяйственному освоению степного Предкавказья. Автор справедливо указывает на монополизацию местными банками хлебной торговли в районе Армавир-Туапсинской железной дороги.

Данная проблематика затрагивалась также в статьях Н. И. Удовенко, Л. И. Гущиной и В. Н. Черникова. Важным вкладом в разработку вопросов экономического развития Армавира стала монография Л. В. Куприяновой. В ней подробно рассматривается всестороннее влияние Владикавказской железной дороги на торгово-промышленный рост городов Северного Кавказа. Особенно ценным является то, что, характеризуя экономический потенциал Армавира, автор сопоставляет его с соответствующими показателями других крупных центров региона. Большое внимание Л. В. Куприянова уделяет анализу социального состава городского населения, прослеживая процессы формирования в его среде новых профессиональных групп и классов, свидетельствующих о распространении наемного труда и о трансформации прежней сословной структуры. В книге содержится вывод о том, что к началу XX в. Армавир стал центром особого хозяйственно-экономического района, важным пунктом экспорта местных земледельческих продуктов, обширным рынком промышленных товаров. Л. В. Куприянова высказывает верное замечание о том, что благодаря проведению железной дороги, "село Армавир фактически превратилось в большой город Предкавказья". Автор определяет функциональную специфику главных центров региона, в соответствии с которой Армавир имел аграрно-торговый характер. Следует отметить, что в числе факторов капиталистического развития северокавказских городов, и в том числе Армавира, исключительное значение отводится только железнодорожному строительству, что не позволяет увидеть все своеобразие истории конкретных населенных пунктов и районов.

Н. И. Лебедику принадлежит исследование по истории Армавиро-Туапсинской железной дороги, в котором раскрывается важная роль новой магистрали в укреплении экономических взаимосвязей между Восточным Причерноморьем, Закубаньем и Ставропольем. Автор показал превращение Армавира в крупный транспортный узел на перекрестке главных торговых путей степного Предкавказья.

Вопросы культурной жизни дореволюционного Армавира в советской историографии практически не освещены. В качестве редкого исключения можно назвать статью О. Х. Халпахчьяна, вышедшую в 1976 г. и посвященную описанию застройки и архитектуры Армавира XIX в. Автор собрал немало интересных сведений этнографического характера об особенностях сооружения и планировочной структуры традиционного жилища коренных армавирцев. Исследователь провел добротный искусствоведческий анализ такого своеобразного местного архитектурного памятника, как Успенская армяно-григорианская церковь, впервые опубликовал и подробно рассмотрел самый ранний схематический план Армянского аула 1844 г. Вместе с тем, в работе автор нередко ошибается в датах (например, указывает, что аул получил имя Армавир только в 1870-х гг.), путает названия армавирских улиц, неверно определяет отдельные объекты застройки Армавира и т.п.

Весьма обширен круг исследований, посвященных истории, этнографии и культуре коренных армавирцев — черкесо-гаев. Проблемы происхождения горских армян и основания Армавира рассматривались Н. Г. Волковой, которая подробно характеризует различные сферы жизни армянского аула, описывает неоднородный социальный состав его жителей, приводит данные по антропонимике черкесо-гаев. Эти же вопросы более бегло исследовались Х. А. Поркшеяном и Ц. П. Агаяном.

Особый интерес представляет фундаментальная монография Л. А. Погосяна "Армянская колония Армавира". В ней освещаются различные аспекты дореволюционной истории Армавира, непосредственно связанные с жизнью местной армянской общины. В работе содержится анализ причин переселения горских армян на берега Кубани и основания ими собственного аула, подчеркивается стойкая пророссийская ориентация черкесо-гаев. Автор приводит немало ценных сведений о помощи, которую оказывали в обустройстве и становлении аула Г. Х. Засс, Л. М. Серебряков, П. Патканян, X. и О. Лазаревы и др.

Значительное место Л. А. Погосян уделяет рассмотрению раннего периода истории Армавира. Исследователь детально характеризует социальную структуру населения аула, трансформацию правового статуса черкесо-гаев, изменение их традиционных занятий. Определяющую роль в экономическом росте Армавира автор традиционно отводит Владикавказской железной дороге, однако при этом он справедливо указывает на важное значение этнического и географического факторов. Привлекая обширный фактический материал, Л. А. Погосян акцентирует свое внимание на участии армян в развитии местной промышленности, торговли и сельскою хозяйства. В книге приводятся ценные сведения об удельном весе и значении Армавира в экономике степного Предкавказья конца XIX — начала XX в. Отдельная глава работы посвяшена общественно-политической жизни армянской колонии. Л. А. Погосян впервые в историографии освещает тесные культурные и духовные взаимосвязи местной общины с Арменией, имевшие большое значение в жизни армавирцев. Автор повествует о революционных событиях в Армавире, затрагивая такую малоизученную проблему, как деятельность армянских политических партий. Рассказывая о преобразовании селения в город, исследователь более объективно подходит к этому вопросу, нежели дореволюционный историк Ф. А. Щербина. Л. А. Погосян дает подробный разбор положений и условий различных проектов городовой реформы, устраняясь от чувствований и настроений коренных армавирцев, учитывая при этом нужды и интересы иногороднего населения. По мнению автора, "узкие ограниченные рамки сельского управления" мешали развитию Армавира, и преобразование его в город осуществлялось в общегосударственных интересах. Л. А. Погосян сделал ценный вывод о своеобразном "двоевластии", сложившемся в городе Армавире, где параллельно действовали новые органы муниципальной администрации и прежнее Сельское (Волостное) правление коренных жителей. Значительное место в монографии отведено освещению художественной и духовной жизни местной армянской общины, деятельности национальных учебных заведений. Эти вопросы рассматриваются на общем фоне развития русской культуры большинства населения Армавира.

К недостаткам работы Л. А. Погосяна можно отнести нередко встречающиеся фактические ошибки и неточности. Автор не всегда обоснованно объединяет в едииную национальную общину черкесо-гаев, более поздних выходцев из Нового Нахичеваня и армянских переселенцев из Закавказья, хотя даже в этой общеэтнической массе коренные армавирцы резко отличались по своему правовому статусу, имущественному положению, бытовому укладу и даже языку. Отдельные группы местных армян часто имели различные интересы, которыми они руководствовались в общении друг с другом и иными национальными общинами селения.

Большой вклад в изучение истории и этнографии черкесо-гаев внесла Г. С. Аракелян. В своих работах она попыталась обобщить все существующие версии о происхождении горских армян, рассмотрела вопросы их переселения на Кубань и основания Армавира. Обстоятельные статьи исследовательницы позволяют судить о национальном своеобразии жителей аула, поскольку в состав первопоселенцев Армавира вливались группы черкесов, горских евреев, греков и татар, принявших григорианскую религию. Г. С. Аракелян дает подробную характеристику обычаев и обрядов черкесо-гаев, отмечает особенности их материальной и духовной культуры, отличительные черты этнического самосознания. Автор прослеживает трансформацию правового статуса коренных армавирцев, постепенное изменение их бытового и хозяйственного уклада в конце XIX — начале XX в. Работа Г. С. Аракелян является важным источником для изучения начального периода истории Армавира.   Отдельные моменты этнографии черкесо-гаев в Армавире освещаются в исследовании Н. И. Бондаря. Любопытные сведения о торговых промыслах армавирцев в Черкесии и об освобождении крепостных черкесо-гаев содержатся в коллективной монографии "Очерки истории Адыгеи". В статье Б. М. Джимова затрагивается проблема классового противоборства во время проведения в Армавире крестьянской реформы. В новейшее время историю и этнографию коренных армавирцев исследовала А. Тер-Саркисянц.

Круг проблем, разрабатываемых в историографии последнего Десятилетия, достаточно обширен. По-прежнему значительное место армавирская тематика занимает в исследованиях, посвященных событиям первой русской революции и общественно-политической жизни региона начала XX в. В этом отношении особенно выделяются работы Л. А. Карапетяна и В. М. Забелина. Эти авторы анализируют самый широкий спектр политических сил, активно действовавших в Армавире, — от либерально-буржуазных партий до экстремистских групп и националистических организаций, — в то время как в советской историографии почти исключительное внимание уделялось лишь социал-демократическому и пролетарскому движению. В современных исследованиях подробно характеризуется численный и социальный состав различных партий, более пристально освещаются биографии лидеров и рядовых участников бурных общественно-политических процессов.

Многие актуальные проблемы дореволюционного прошлого нашего края, в том числе Армавира, рассматриваются в коллективном сборнике "По страницам истории Кубани". Здесь в статьях В. Н. Ратушняка и Н. И. Уривского содержатся интересные сведения о хозяйственном и экономическом развитии селения в конце XIX — начале XX в., о появлении в Армавире первого в области крупного парового маслобойного завода. В исследовании А. М. Авраменко затрагиваются некоторые моменты истории революционного движения в Армавире.

В современной историографии более пристальное внимание уделяется представителям малых этнических общин досоветского Армавира. В ряде работ можно найти сведения о жизни местных ассирийцев и греков.8 В оригинальных исследованиях А. Н. Соколовой, опирающихся на обширную источниковую базу, освещается роль Армавира как важнейшего центра адыгской народной музыкальной культуры начала XX в. Рассказывая о знаменитом и почти легендарном черкесском музыканте, виртуозном гармонисте Магомете Хагаудже, автор отмечает, что основная часть его "творческой биографии была связана с Армавиром.

Большое значение для изучения национального состава населения Армавира и его ближайшей округи имеет книга В. Б. Виноградова "Средняя Кубань: земляки и соседи". В ней дается краткая характеристика занятий и особенностей культурно-бытового уклада проживающих в Армавире народов, рассказывается о наработке ценного опыта межэтнического общения. Исследователь обосновывает приоритет «российскости» во взаимоотношениях различных групп местных и пришлых жителей, которые на основе равноправного партнерства вовлекались в общее для них экономическое и культурное пространство единого государства. В другой, более ранней, книге В. Б. Виноградова "Страницы истории Средней Кубани" затрагиваются отдельные вопросы, связанные с основанием Армавира.

Важное значение в свете проблематики моей монографии имеет статья В. В. Бондаря, в которой анализируется типология городов Кубани. Автор определяет функциональную специфику Армавира конца XIX — начала XX в. в сопоставлении с другими центрами региона.

В последнее десятилетие под редакцией В. Н. Ратушняка вышли первые сводные труды по досоветской истории Кубани. Они позволяют понять исторический контекст исследуемой темы, проследить процессы роста Армавира на фоне развития всего региона. Вместе с тем, в 1-й части учебного пособия "Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории" и особенно в "Очерках истории Кубани с древнейших времен по 1920 г." содержится ценный материал по различным аспектам истории Армавира. Здесь освещаются вопросы революционного движения и экономического развития Армавира, некоторые моменты местной культурной и художественной жизни.

Не менее важное значение имеет "Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года", изданный под научной редакцией Б. А. Трехбратова. В целом ряде словарных очерков этого фундаментального исследования значительное внимание уделяется различным проблемам армавирской истории. О событиях периода первой русской революции и о деятельности в Армавире политических партий рассказывается в статьях Б. А. Трехбратова и Л. А. Карапетяна. В исследованиях Л. И. Гущиной рассматриваются многие проблемы формирования в Армавире крупной промышленности, развития торговли и банковской сферы, складывания в селении класса потомственной буржуазии. О зарождении в Армавире маслобойного производства писал В. Н. Черников. А. М. Довгилевич подготовил биографические материалы об известных общественно-политических деятелях Армавира: В. И. Лунине и Г. А. Целлере. Содержащиеся в энциклопедическом словаре сведения были систематизированы и обобщены в новейшем учебнике по истории Кубани Б. А. Трехбратова.

Особое место в историографии досоветского Армавира занимает весьма обширный комплекс краеведческой литературы. Деятельность местных исследователей прошлого началась еще в середине 1920-х гг. в рамках Армавирского окружного общества краеведения. В его 'Записках" было опубликовано много материалов, преимущественно о флоре и фауне города и его окрестностей. Из числа исторических статей можно отметить только небольшой очерк Г. Мироновича, в котором сжато охарактеризованы факторы и причины быстрого всестороннего развития Армавира, показана динамика роста численности его жителей. К началу 1930-х гг. работа краеведов была свернута и вновь оживляется только в период хрущевской "оттепели".

К сожалению, отечественное краеведение, оторванное в силу ряда причин от традиций академической науки, стало уделом энтузиастов-любителей, зачастую даже не имевших представления об азах методики исторического исследования. Непрофессиональный подход, слабая источниковая база, отсутствие критического анализа и сопоставления документов резко снижают познавательную ценность большинства краеведческих изданий.

В 1960-е — 1980-е гг. было опубликовано несколько научно-популярных краеведческих очерков по истории города. Все они имели одинаковое название — Армавир." Эти работы носят, в основном, публицистический характер и сильно идеологизированы. При освещении досоветского периода главное внимание авторы уделяли классовым противоречиям и событиям революционной борьбы, отождествляемой, прежде всего, с пролетарским движением.

В этих изданиях не показана специфика истории Армавира, его особая этнокультурная среда, совершенно отсутствуют сопоставления с показателями других центров Северного Кавказа, что исключает возможность объективного представления о роли и месте нашего города в развитии региона. В первом подобном очерке, вышедшем в 1964 г., даже не сказано, когда и кем был основан Армавир, а изложение начинается с повествования о революционном движении. В работе Е. Д. Аксаева содержатся краткие сведения о черкесогаях и об аульском периоде истории Армавира. Более полно эта тематика представлена в коллективной книге "Армавир", напечатанной в 1983 г. Ее авторы уделили также значительное внимание характеристике природных условий города И предыстории Армавира. Помимо информации о переселении черкесо-гаев под защиту России и основании аула, в работе бегло рассматривается экономическое развитие и культурная жизнь Армавира. Весьма ценным представляется небольшой список историко-культурных и мемориальных памятников города, помещенных в книге в качестве приложения. Однако ограниченность фактического материала и скудная источниковая база снижают научный уровень этого исследования.

Ряд любопытных сведений был обнаружен в юбилейных брошюрах, посвященных истории армавирского Приборостроительного завода, Табачной фабрики, городского Драматического театра и Краеведческого музея.

Определенное значение для исследуемой темы имеет работа Б. Л. Выродова, в которой помещен перечень исторических объектов ближайших окрестностей Армавира.

Отдельные аспекты досоветской истории Армавира разбираются в публикациях сотрудников городского краеведческого музея, базирующихся, в основном, на работах Ф. А. Щербины и Л. А. Погосяна. В статьях Э. А. Гавриловой и Л. П. Кравченко рассматриваются проблемы основания и экономического развития Армавира. Н. И. Гульченко проливает свет на основные этапы истории местной армянской общины. Очерк О. Н. Мельниковой посвящен истории армавирского краеведческого музея.

Обширные и разноплановые материалы о прошлом дореволюционного Армавира содержатся в книге краеведа Е. М. Иванова "Армавир — мой город родной". Объектом пристального внимания автора стали происхождение черкесо-гаев и обстоятельства основания аула, экономическое к культурное развитие Армавира, общественно-политическая жизнь и события первой русской революции. В издании помещены сотни репродукций старинных видов селения, являющиеся ценным изобразительным источником по истерик Армавира. В 2000 г. Е. М. Ивановым была Опубликована небольшая познавательная брошюра, посвященная прошлому и достопримечательностям главной улицы нашего города им. С. М. Кирова.

Ряд работ используется в моей книге для выяснения исторического контекста исследуемой темы. Они помогают лучше понять суть и направленность социально-экономических и культурных процессов, протекавших в степном Предкавказье, сопоставить развитие Армавира с соответствующими показателями других центров региона. Это исследования по истории Ставрополья, городов Екатеринодара, Новороссийска и Ставрополя.

Завершая историографический обзор, можно констатировать отсутствие комплексного научного исследования по истории досоветского Армавира как одного из важных центров степного Предкавказья. Вместе с тем, в трудах целого ряда историков освещены отдельные вопросы и аспекты интересующей меня проблематики, опубликован обширный фактический материал, что создает определенную базу для подготовки такой обобщающей работы.

При написании настоящей книги был использован обширный круг архивных и опубликованных документов.

Источниковой основой монографии стали материалы, хранящиеся в фондах Российского Государственного исторического архива (РГИА) в г. Санкт-Петербурге, Российского Государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного архива древних актов (РГАДА), Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) в г. Москве, Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) в г. Краснодаре, Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) в г. Ставрополе и Архивного отдела администрации города Армавира (АОАА) в г. Армавире. В работе были также использованы документы некоторых ведомственных архивов города Армавира: Архива муниципально-унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации г. Армавира, Архива управления архитектуры и градостроительства администрации г. Армавира, Архива Акционерного общества открытого типа "Масложиркомбинат "Армавирский" и материалы фондов Армавирского муниципального краеведческого музея (АКМ).

При подготовке исследования было также использовано значительное количество опубликованных источников. Большинство их относится к изучаемому периоду и представлено как официальными документами административных органов власти, так и материалами различных общественных и коммерческих организаций, справочниками, отчетами, путеводителями и т.д.

Печатных источников о раннем этапе истории Армавира немного. В их числе "Военно-статистическое обозрение Российской империи" (Т. 16. Ч. 1. СПб., 1851) и "Сборник сведений о кавказских горцах" (Вып.2. Тифлис, 1869), в которых дается общий обзор аула Армавир, рассказывается о занятиях и поземельном устройстве его жителей. Такого же рода информация об ауле содержится в работе М. И. Венюкова, посвященной описанию земель между реками Кубанью и Белой. В 1880-х гг. в "Кавказском сборнике" был опубликован ряд очерков мемуарного характера, где можно встретить отдельные эпизоды, рассказывающие об участии армавирцев в событиях Кавказской войны в Закубанье и действиях российских властей по защите аула от набегов "немирных" горцев.

Основной массив опубликованных документальных материалов по проблематике монографии относится к концу XIX -началу XX в. Ряд сведений об Армавире был обнаружен в Отчетах начальника Кубанской области за 1911 -1914 гг. В них подробно описывается состояние всей области, характеризуется развитие ее отделов и городов. Поскольку до 1914 г. Армавир являлся селением, он не был объектом пристального внимания властей и в итоговой статистической документации упоминался редко. В этой связи особое значение имеет Отчет начальника области за 1915 г., в котором впервые дана развернутая характеристика Армавира в ряду других городов региона.

Разноплановая информация об Армавире и его жителях, данные о персональном составе местных учреждений содержатся в трудах Кубанского областного статистического комитета. При написании книги использовались следующие его издания: Памятная книжка Кубанской области на 1874 и 1881 г.; Кубанская справочная книжка 1891 г. и Кубанский календарь на 1910, 1912-1914 и 1916 г. Интересные материалы об Армавире и его населении были опубликованы в 1885 г. членом областного статистического комитета Е. Д. Фелицыным в "Списках населенных мест Кубанской области".

Для определения места и роли Армавира среди других центров Северного Кавказа в работе привлекаются сведения из таких официальных источников, как: Обзор Черноморской губернии за 1911 и 1913 г.; Обзор Ставропольской губернии за 1911, 1912и 1914 г. и Отчет начальника Терской области за 1911, 1913 и 1915 г.

Среди опубликованных источников важное место занимают сборники "Города России в 1904 году" и "Города России в 1910 году", изданные Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. В них представлены развернутые данные о населении, экономическом и культурном развитии Армавира, о благоустройстве, застройке и инфраструктуре села в начале XX в. В этих объемных изданиях собраны подробные сведения о всех городах Российской империи, что позволяет рассматривать Армавир в сопоставлении с другими центрами как близкой округи, так и более обширного региона.

Разнообразные статистические материалы об Армавире можно найти в ряде общероссийских справочных книг и адресных календарей. Большой интерес представляют сборники с одинаковым названием "Вся Россия", выпускавшиеся в издательствах А. С. Суворина (СПб., 1902); Л. М. Фиш (Киев, 1911, 1913) и Я. П. Крюкова (М., 1912). В монографии также приводятся данные из справочников регионального характера, выпускавшихся в Екатеринодаре, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Баку и Тифлисе.

Любопытные обзорные сведения об Армавире содержатся в путеводителях по Кавказу Е. Вейденбаума, П. П. Надеждина и Г. Москвича, а также в ряде российских энциклопедических словарей конца XIX — начала XX в.

Важным источником для изучения экономического развития Армавира в конце XIX в. является 7 выпуск многотомного статистического сборника "Торговля и промышленность Европейской России по районам" (СПб., 1910), издававшегося Министерством торговли и промышленности. В нем опубликованы официальные материалы об экономике и хозяйстве Предкавказья, и в том числе — подробные данные о торговых и промышленных предприятиях Армавира и грузооборотах местной железнодорожной станции.

При характеристике Армавира как важного торгового центра мною использовались сведения из ряда общероссийских торговых справочников и адресных указателей. Большое значение для «зучения промышленного потенциала Армавира конца XIX -начала XX в. имеют многочисленные официальные материалы российской фабрично-заводской статистики, в числе которых основное место занимают списки промышленных предприятий страны по отраслям и губерниям." Важная фактическая информация о развитии главной отрасли промышленности дореволюционного Армавира — маслобойного производства -собрана во 2-м томе Трудов Совета обследования и изучения Кубанского края, изданном в Екатеринодаре в 1920 г.

В настоящей книге широко привлекаются материалы переписей, в которых содержатся разнообразные сведения о профессиональном, социальном и этническом составе населения Армавира. Особый интерес представляет содержание 65-го тома многотомного издания результатов первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. (СПб., 1905), в котором опубликована информация о Кубанской области и, в том числе, об Армавире. По результатам переписи Л. В. Македонов в 1906 г. выпустил объемное исследование, где были собраны дополнительные развернутые данные о населении, застройке и хозяйственной специфике всех негородских пунктов Кубани, включая и селение Армавир. К этой же группе источников относится "Алфавитный список дач и населенных пунктов Кубанской области", напечатанный после общероссийской переписи 1917 г. Еще одним итогом переписи 1917 г. стал статистический очерк Д. Мерхалева "Города Кубанского края", вышедший в Екатеринодаре в 1919 г. Помимо информации о населении Армавира, в этой работе дана подробная характеристика застройки, инфраструктуры и хозяйства города. Важно и то, что исследование Д. Мерхалева позволяет сопоставить данные о развитии Армавира с соответствующими показателями других городов Кубани.

При рассмотрении роли Армавира как важного торгового перекрестка Северного Кавказа в работе задействованы материалы железнодорожной статистики, такие как: годовые отчеты, технические сметы, проекты путевых и станционных построек, расценочные ведомости и т.п.

Обширная информация по проблематике исследования отражена в Уставах и Отчетах местных общественных и коммерческих организаций. Среди них особое место занимают Отчеты о деятельности Биржевого комитета Армавирской биржи за 1910-1912 гг., в которых приводятся развернутые обзоры экономического развития Армавира в начале XX в.

Из источников законодательного характера в работе использовались материалы Собрания узаконений и распоряжений правительства от 18 апреля 1914 г., где был опубликован императорский указ о преобразовании Армавира в город.

В советское время вышли в свет документальные сборники "Революционное движение на Кубани в 1905-1907 гг." (Краснодар, 1956) и "Листовки большевиков Кубани и Черноморья (1903-1920 гг.)" (Краснодар, 1979), в которых содержатся важные сведения об общественно-освободительном движении в Армавире в начале XX в. Обширные данные о революционных событиях в селении представлены также в 1-й части Хрестоматии по истории Кубани (Краснодар, 1975).

В документальном сборнике "Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX — начало XX века)" (Нальчик, 2000) встречаются материалы, характеризующие Армавир как один из главных пунктов, откуда горцы в 1880-х гг. переселялись в Османскую империю. В 2001 г. управлением по делам архивов Краснодарского края в г. Краснодаре был издан фундаментальный сборник документов "Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало XX в.)", где опубликован ряд любопытных источников по истории православных храмов досоветского Армавира.

Значительное место в источниковой базе настоящей монографии занимают материалы местной периодической печати изучаемого периода. Газетные статьи и очерки позволяют лучше понять повседневную жизнь армавирцев, особенности их психологии, быта и нравов. Периодические издания заключают в себе огромный пласт ценной фактической информации, поскольку в них публиковалась ежедневная хроника местных событий, подробно анализировались все важнейшие происшествия, явления и коллизии в жизни дореволюционного Армавира.

Газеты относятся к тем редким источникам, с помощью которых можно почувствовать дух и атмосферу ушедшей эпохи. Особый интерес для меня представляет армавирская периодика. При подготовке книги были использованы материалы следующих газет: "Армавирский листок объявлений" (1899), "Кавказский край" (1909, 1911), "Отклики Кавказа" (1909, 1912-1917), "Бюллетень Армавирской биржи" (1913), "Армавирские отклики" (1914), "Голос Кубани" (1914) и др.

Ценные данные об Армавире содержатся и в региональной северокавказской прессе, поэтому в работу включены материалы екатеринодарских изданий "Кубанские областные ведомости" (1878, 1881,1894), "Новая заря" (1907,1909), "Кубанский край" (1910-1915), "Кубанский курьер" (1913), "Кубанская мысль" (1916), "Вольная Кубань" (1918) и "Кубанец" (1919), сведения из ставропольских газет "Ставропольские губернские ведомости" (1853, 1855) и "Северный Кавказ" (1885, 1887, 1889), а также хроникальная информация из пятигорской газеты "Пятигорское эхо" (1907).

Применение в монографическом исследовании экскурсионного метода и визуальных наблюдений позволяет рассматривать в качестве самостоятельного источника сохранившиеся до наших дней элементы застройки дореволюционного Армавира, планировку и пространственную среду исторической части города. Всестороннее изучение этого специфического источника помогло мне охарактеризовать особенности стратегического и географического положения аула черкесо-гаев на Кубани и те природные условия, которые оказывали влияние на его развитие, определить главные направления, этапы и перспективы роста поселения, сделать ряд выводов об основных чертах местной архитектуры и системы градостроительства, о функциональной принадлежности различных районов города, о состоянии благоустройства и инфраструктуры Армавира в конце XIX — начале XX в.

Целью настоящей монографии является всестороннее освещение истории досоветского Армавира в контексте развития степного Предкавказья в XIX — начале XX в.

Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- дать характеристику условий и обстоятельств основания аула черкесо-гаев на Кубани в контексте военно-политической ситуации в регионе;

- определить точную дату основания Армавира;

- выявить основные факторы развития Армавира в различные периоды его истории;

- раскрыть этнокультурную специфику местного населения и охарактеризовать нравственно-психологический облик армавирцев;

- определить функциональную принадлежность и место Армавира в системе городов степного Предкавказья конца XIX — начала XX в.;

- показать специфику развития Армавира в конце XIX -начале XX в как крупного урбанизированного поселения, не имеющего городского статуса и отметить масштабность этого явления в рамках региона;

- проследить трансформацию правового положения Армавира и его жителей на этапах: аул — село — город;

- рассмотреть основные тенденции и перспективы роста и развития Армавира накануне установления в городе Советской власти.