Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

§ 2. Общественная и культурная жизнь Армавира

 

Автор С. Н. Ктиторов


к содержанию

 

При условии ежегодной уплаты денежных взносов, в члены Общественного собрания могли записываться все желающие, кроме женщин и несовершеннолетних, которые, однако, имели право участвовать в различных мероприятиях общества в качестве гостей. В основном, Общественное собрание включало в себя представителей иногороднего населения. Вместе с тем, состав этого объединения был достаточно пестрым и, по словам современников, здесь наблюдалось "смешение национальностей и вер, сословий, классов и состояний". Следует отметить, что полиэтничность являлась одной из характерных черт большинства общественных организаций Армавира.

 В первые годы существования деятельность Общественного собрания была едва заметна. Из-за отсутствия денежных поступлений клуб общества часто находился на грани банкротства. К концу 1880-х гг. положение изменяется в лучшую сторону. Это было связано с тем, что собрание возглавил присяжный поверенный Виктор Игнатьевич Лунин — человек истинно демократических убеждений, чья деятельная натура откликалась на все требования жизни. В студенческие годы В. И. Лунин близко общался с Н. Г. Чернышевским, получая у него работу в качестве переписчика. Затем он принимал участие в ряде народнических кружков и артелей, а с 1874 г. занялся адвокатурой. В 1880 г. Виктор Игнатьевич поселился в Армавире, завоевав здесь огромную популярность и уважение среди широких слоев местного населения.

Благодаря усилиям В. И. Лунина, который являлся одновременно председателем, секретарем, казначеем и заведующим хозяйственной частью Общественного собрания, клуб этого объединения становится важным культурным очагом Армавира конца XIX — начала XX в. Здесь регулярно устраивались спектакли, с успехом проходили выступления заезжих музыкантов, лекторов и литераторов, а на летний сезон для игры в собственном саду Общественного собрания неизменно приглашался симфонический оркестр.

В 1911 г. для зимнего клуба на средства общества было возведено большое 3-х этажное здание, в котором имелся лучший и самый обширный в Армавире концертный зал. В 1910-е гг. здесь гастролировали солисты Миланской оперы "Ла-Скала" Леонидас Фотиу и А. Сильвестри, звучали голоса знаменитого тенора В. П. Дамаева и популярной русской певицы М. П. Комаровой, своей виртуозной игрой радовали публику талантливый скрипач М. Эрденко и пианист М. Мейчик, выступал "король смеха" А. Л. Дуров и многие другие деятели искусства, литературы и науки, а также популярные политики того времени".8 Армавирским отделением Армянского благотворительного общества на Кавказе в концертном зале клуба регулярно проводились национальные армянские вечера, на которые приглашались лучшие артистические силы из Ростова и Нахичевани-на-Дону. В эти годы неизменно теплый прием встречали у армавирцев музыканты симфонического оркестра И. И. Розенфельда, приезжавшие на целый сезон для игры в летнем саду Общественного собрания. В зимнем клубе для членов общества действовала библиотека, которая в 1901 г. насчитывала 1604 тома книг.

В конце XIX — начале XX в. развитие культуры проявлялось, прежде всего, в совершенствовании и расширении сферы народного образования Армавира. В этот период Армавир обретает функцию значительного культурно-образовательного центра степного Предкавказья. Рост сети учебных заведений являлся главной предпосылкой повышения общего культурного уровня местного населения.

Еще с аульских времен в Армавире действовали 3 армянские школы — две мужские и одна женская, где обучались, в основном, дети коренных сельчан черкесо-гаев. По этой причине потребность в развитии образования острее всего ощущалась в среде быстро растущего иногороднего населения. Важнейшую роль в деле народного просвещения сыграло Армавирское общество попечения о детях. Оно было образовано в 1890 г. с целью оказания всесторонней помощи детям дошкольного и школьного возраста В уставе общества говорилось, что оно "снабжает детей одеждою, пищею и другими материальными средствами; организует для них бесплатную медицинскую помощь; помещает детей в существующие дома призрения, приюты и учебные заведения; устраивает свои дома призрения, первоначальные школы, ремесленные, сельскохозяйственные и иные училища". В члены общества могли вступать совершеннолетние лица "всех состояний, званий и вероисповеданий". Непосредственной деятельностью объединения руководил выборный Комитет, который возглавил В. И. Лунин, занимавший эту ответственную должность более 20 лет. Общество попечения о детях стало главным делом жизни Виктора Игнатьевича и благодаря ему получило широкую известность далеко за пределами Кубанской области.

Первым шагом деятельности общества явилось открытие в июне 1891 г. приюта для бедных детей. Однако это полезное учреждение просуществовало недолго, и главной задачей общества становится забота о развитии образования. В период с 1892 по 1904 г. Обществом попечения о детях в Армавире было открыто 5 народных школ. Все они размещались в собственных, а не арендованных, кирпичных зданиях, специально возведенных для учебных целей. В 1913 г. в этих школах обучалось 900 детей, причем половина из них — бесплатно. Бедных учеников общество снабжало одеждой, учебниками и лекарствами. Преподавание в училищах велось по четырехгодичному курсу с расширенной программой предметов. Ученики здесь изучали не только начальную грамоту и арифметику, но также русскую историю, географию, естествознание и другие дисциплины.

Расширяя сеть начальных народных школ, члены Общества попечения о детях хорошо осознавали, что население Армавира нуждается и в более совершенных учебных заведениях, какими в то время являлись гимназии. В марте 1901 г. в ходатайстве на имя попечителя Кавказского учебного округа В. И. Лунин отмечал, что "для Армавира наступило время заботиться об открытии у себя школ высшего типа — школ общего и среднего образования и прежде всего для девочек, как наиболее в этом отношении обиженных родителями и общими условиями жизни". В связи с этим, Общество попечения о детях выступило с инициативой открытия в селении женской прогимназии, которая начала действовать 2 октября 1901 г., а с 1903 г. была преобразована в гимназию. Это важное образовательное учреждение стало первым на Кавказе средним учебным заведением, возникшем не в городе, а в селении. Раньше школы такого уровня действовали лишь в городах. Причиной этого являлось отсутствие закона, определявшего порядок открытия гимназий в сельской местности.

После армавирского прецедента подобные гимназии появляются в других северокавказских селениях и станицах: в 1902 г. — в ст. Лабинской, в 1903 г. — в с. Петровском, в 1906 г. — в ст. Славянской, в 1907 г. — в ст. Тихорецкой и Уманской и др." Потребность в среднем женском образовании была очень велика, и с момента основания гимназии контингент ее учащихся непрерывно возрастает за счет притока сюда школьниц из Армавира и окрестных районов. В 1 -й год деятельности гимназии здесь обучалось 122 чел., в 5-й год — 335 чел. и в 10-й год — уже 587 чел.128 Накануне Первой мировой войны по количеству учащихся гимназия Общества попечения о детях занимала в Кубанской области лидирующее положение. В 1913г. крупнейшими учебными заведениями области являлись: Армавирская женская гимназия (739 чел.), Ейская Ксениевская женская гимназия (665 чел.) и 1-я Екатеринодарская женская гимназия (648 чел.).

В гимназии Общества попечения о детях имелась библиотека, лаборатория по естествознанию и один из лучших на Северном Кавказе физический кабинет. Здесь внедрялись многие передовые методы обучения. С 1913 г. в актовом зале гимназии стали регулярно устраиваться сеансы научно-образовательного кинематографа, которые посещали учащиеся большинства местных школ, а также вообще все желающие. Главными источниками содержания гимназии служили сборы за право учения и субсидии Общества попечения о детях. В отличие от народных школ, в гимназии получали образование, в основном, представительницы состоятельного класса. Однако и здесь 20% учениц учились бесплатно, что открывало доступ в среднюю школу и неимущим девочкам.

В начале XX в. в Армавире действовала также мужская гимназия, открытая в 1904 г. на средства государственной казны.ш С 1906 г. обязанности ее директора исполнял А. Н. Лавров — яркий представитель местной интеллигенции, сыгравший заметную роль в деле развития народного образования. Благодаря его заботам, мужская гимназия превратилась в большое и первоклассное учебное заведение. Здесь имелся просторный зрительный зал со сценой, богатая библиотека и физический кабинет. При гимназии работали кружки рисования, лепки, выжигания по дереву и др.

Трудами директора были организованы два ученических духовых оркестра, а в 1915 г. появляется школьная футбольная команда.

К 1913 г. по количеству учащихся Армавирская мужская гимназия стала крупнейшей в Кубанской области. В этом году здесь обучалось 586 чел. (второе место занимала 1-я Екатеринодарская гимназия, где было 532 ученика). По ходатайству А. Н. Лаврова, в декабре 1907 г. армавирское сельское общество предоставило в собственность гимназии обширный земельный участок. Перед Октябрьской революцией намечалось строительство в Армавире второй средней мужской школы.

В числе выпускников армавирской мужской гимназии -известный советский писатель И. С. Рахилло и видный ученый, доктор геолого-минералогических наук В. П. Колесников. В юности, в 1914 г. приезжал сюда из своего родного Майкопа сдавать экзамен по латыни замечательный отечественный драматург и литератор Евгений Шварц.

К моменту преобразования Армавира в город в селении действовало уже 25-26 разнообразных учебных заведений.116 Численность местных школ и посещавших их детей увеличивалась с каждым годом. Так, в 1904 г. в селении Армавир имелось всего 8 учебных заведений, в которых обучались 1923 чел.; в 1910 г. -14 заведений и 2510 учащихся и в 1915 г. уже в городе -33 заведения и 4699 учащихся. Вместе с тем, по количеству образовательных учреждений Армавир уступал крупным городам степного Предкавказья. Деятельность различных частных лиц и общественных объединений селения не могла в полной мере заменить планомерную работу муниципальных властей. Если в городах региона на развитие сферы образования выделялась солидная статья городского бюджета, то в Армавире главным источником финансирования школ служили средства благотворителей, казенные субсидии и плата самих учащихся. Местное же Волостное правление проявляло полное равнодушие к культурным нуждам населения. Из всего количества учебных заведений Армавира на средства сельского бюджета полностью содержалось только Александровское двухклассное училище, где обучались, в основном, дети коренных жителей черкесо-гаев и частично -мужская и женская армянские церковные школы.

После преобразования Армавира в город развитие образования становится одной из главных целей деятельности новых муниципальных властей. Менее чем за 2 года, с сентября 1915-го по май 1917 г. в Армавире открывается 6 городских училищ, куда было принято около 600 детей. Стоимость обучения являлась здесь минимальной, а школьники бесплатно обеспечивались учебниками и письменными принадлежностями. Как и в других российских городах, в годы Первой мировой войны в Армавире появляется целый ряд учебных заведений и детских приютов различных благотворительных обществ: Лабинское уездное попечительство детских приютов открыло школу и приют для сирот погибших воинов; местное отделение Петроградского Польского общества помощи жертвам войны — приют-ясли и школу для детей беженцев-поляков; Армянский культурный союз -училище для детей беженцев-армян и т.д.

Возвращаясь к Армавирскому обществу попечения о детях, следует отметить, что его роль в деле развития народного образования не ограничивалась лишь открытием пяти начальных школ и женской гимназии. Важным очагом просвещения стала основанная обществом в 1896 г. крупнейшая в Армавире публичная библиотека. В 1901 г. здесь имелось 6853 тома книг и выписывалось 42 периодических издания, а через 5 лет книжный фонд превысил 10 тыс. экземпляров. Основными посетителями библиотеки являлись учащиеся школ и гимназий. В 1904 г. Обществом попечения о детях был оборудован большой книжный склад, снабжавший училища литературой и канцелярскими принадлежностями.

Осенью того же года при книжном складе обществом создается музей наглядных учебных пособий. 15 ноября 1907 г. музей был открыт для свободного обозрения публики с бесплатным доступом всех желающих. Основными посетителями экспозиции являлись школьники. В музее учащиеся знакомились с различными отраслями человеческого знания, изучая такие экспонаты, как: картины, чучела животных, гербарии, скелеты, минералы, монеты, модели механизмов, физические, оптические и измерительные приборы, сельхозорудия и т.п. Здесь имелись отделы зоологии, ботаники, минералогии, палеонтологии, археологии, нумизматики, географии, этнографии, анатомии, истории, сельского хозяйства, технологии и др. Это был своего рода краеведческий и политехнический музей, выполнявший функцию важного образовательного учреждения. Его деятельность постоянно расширялась. В 1911-12 учебном году музей посетили 7960 чел., в 1912-13 г. — 15 704 чел., и за 4 месяца в конце 1913 г. -8 тыс. чел. Если в 1904 г. здесь насчитывалось всего 488 экспонатов и наглядных пособий, то к 1916 г. их число увеличилось до 7,5 тыс., а количество посетителей составило 18 891 чел. в год. В музей регулярно организовывались экскурсии учеников из кубанских станиц и селений. Музей стал первым в Армавире центром краеведческих знаний, где было положено начало изучению природы и истории близлежащей округи. Большую роль в этом деле сыграл Борис Львович Выродов — талантливый воспитатель и пытливый исследователь родного края, занимавший с 1910 г. должность помощника директора музея по научной части. Музей наглядных учебных пособий Общества попечения о детях является предшественником одного из старейших на Кубани нынешнего Армавирского муниципального краеведческого музея. Общество попечения о детях являлось также пионером в области дошкольного и внешкольного воспитания. В 1909 г. при этом объединении было организовано Особое совещание по внешкольному образованию и воспитанию учащихся и детей дошкольного возраста. В свою разноплановую деятельность "Совещание" быстро вовлекло большинство учебных заведений Армавира. Этой внешкольной организацией регулярно устраивались спектакли, литературные утренники, выставки, экскурсии, маевки, хоры, оркестры и т.п. Все эти мероприятия проводились с участием детей из большинства местных школ. Совещание имело собственный учебный кинематограф, установленный в помещении женской гимназии. С 1914 г., по инициативе Б. Л. Выродова, в летние месяцы в Армавире начинает действовать общедоступная детская площадка. Воспитатели-энтузиасты устраивали здесь разнообразные игры, спортивные состязания, организовывали кружки, стараясь оградить подрастающее поколение от пагубного влияния улицы. Б. Л. Выродовым, при помощи известного немецкого педагога Эрнста Фернсгера, была создана молодежная организация "Перелетные птицы", ставившая перед собою цель изучения природы и истории родного края путем походов и экскурсий. Этот отряд, состоявший из детей разного возраста, стал прообразом будущих юных натуралистов.

Армавир играл важную роль в организации профессионального движения педагогов широкой округи. В 1907 г. в селении было образовано Общество взаимопомощи учащих и учивших Лабинского и Баталпашинского отделов. Это профессиональное объединение координировало деятельность учителей Юго-Восточной Кубани. На регулярно проводившихся обществом учительских съездах (2 раза в год) педагоги обменивались опытом, проводили открытые уроки, знакомились с новинками учебной литературы, обсуждали насущные нужды и проблемы школы, определяли задачи и направления своей работы. На этих собраниях обязательно выступали специально приглашавшиеся из Москвы и Санкт-Петербурга известные лекторы, такие как педагог Д. И. Тихомиров, писатель и этнограф В. Г. Богораз-Тан, публицист В. А. Поссе и др. Таким образом, Армавир приобретает значение центра повышения квалификации преподавательских кадров обширного региона.

Профессиональный учительский союз был тесно связан с Обществом попечения о детях. В. И. Лунин неизменно председательствовал на съездах педагогов. Деятельность Армавирского общества взаимопомощи учителей Лабинского и Баталпашинского отделов была известна далеко за пределами Кубанской области. Доказательством важной координирующей роли Армавира в организации профессионального движения педагогов стало проведение в селении в феврале 1909 г. многолюдного съезда делегатов учительских обществ взаимопомощи всего Северного Кавказа.

В 1909 г. в Армавире была образована еще одна профессиональная организация местных педагогов — Ссудо-сберегательная касса учащих и служащих в учебно-просветительских учреждениях Армавира. Преподаватели и работники учебных заведений селения могли получать из Кассы денежные ссуды и пособия. Представители сплоченной педагогической корпорации селения не ощущали в Армавире провинциальности своего положения и оторванности от культурной и интеллектуальной жизни больших городов. В этом отношении весьма показательны слова из письма С. П. Басария, видного общественного деятеля абхазского народа, избранного впоследствии первым председателем Абхазского народного совета. В начале XX в. С. П. Басария преподавал в армавирском Александровском училище и в 1909 г. в одном из посланий к А. М. Чочуа сообщал: "Я служу в самом бойком месте Кавказа. Армавир — культурный центр Северного Кавказа".

В январе 1908 г. группой частных лиц в селении было основано Армавирское просветительное общество, провозгласившее своей целью "распространять просвещение среди населения Кубанской области". В Армавире этим обществом открывались воскресные школы для взрослых, устраивались любительские спектакли, читались научно-популярные лекции. В начале XX в. аналогичная деятельность в сфере внешкольного образования осуществлялась в Армавире и Обществом народных университетов.

Накануне преобразования Армавира в город в селении функционировали свыше 20 просветительских, благотворительных и общественных организаций. Кроме уже упоминавшихся объединений, здесь действовали: Общество пособия бедным; Армавирское отделение общества просвещения Владикавказской железной дороги; Общество любителей драматического искусства; Общество поощрения коннозаводства; Римско-католическое общество пособия бедным; 2 общества трезвости; Гимнастическое общество "Сокол"; Собрание служащих в общественных и частных учреждениях; Отделение армянского благотворительного общества на Кавказе; Общество взаимного вспоможения приказчиков; Отделение российского общества покровительства животным; Сельскохозяйственное общество Лабинского отдела и др. Каждое из этих обществ вносило свой посильный вклад в развитие культурной сферы Армавира.

Так, основанное в 1899 г. Общество пособия бедным на средства, завещанные щедрой благотворительницей Февронией Федоровной Довжиковой, в первые годы XX в. открыло в Армавире ночлежный дом на 50 мест, а в 1910 г. — больницу на 50 кроватей и при ней богадельню. На строительство лечебницы было затрачено свыше 125 тыс. руб., благодаря чему ее удалось оснастить всем необходимым медицинским оборудованием. Главным врачом больницы, названной в честь Ф. Ф. Довжиковой, стал опытный хирург, бывший депутат 2-й Государственной думы Лев Васильевич Карташев. Кроме "Довжиковой" больницы в Армавире в 1913 г. действовали еще 6 относительно небольших лечебниц: Сельского общества; врачей А. А. Ерохина и В. Д. Са-муильсона; лазарет Кавказского запасного кавалерийского дивизиона; приемный покой Общества Армавир-Туапсинской железной дороги и сельский заразный барак (инфекционная лечебница).

Созданное в 1899 г. Армавирское общество взаимного вспоможения приказчиков имело в селении начальную школу, библиотеку, летний сад с театральным помещением, содержало несколько бесплатных врачей и акушерку. На средства Армавирского отдела Лабинского уездного комитета попечительства о народной трезвости в селе были открыты библиотека-читальня, научно-просветительский кинематограф и воскресная школа.

Уже в конце 1870-х гг. иногородние жители начинают устраивать в Армавире первые любительские спектакли. Для этих целей нанимались помещения частных лиц. Выступления заезжих артистов чаще всего проходили в зале клуба Общественного собрания. Несмотря на то, что сценическое искусство пользовалось среди местных жителей большой популярностью, в Армавире очень долго не было специального театрального здания. Только в 1908 г. крупный местный промышленник М. И. Мисожников построил в самом центре селения, на улице Почтовой, драматический театр. По поводу его открытия в столичном журнале "Театр и искусство" сообщалось: "Помещение театра узкое, с низкими потолками, но отделано со вкусом, с небольшим фойе, буфетом и столовой и электрической вентиляцией. Вместимость театра 700-900 человек. С 4 декабря (1908 г., — К. С.) в новом театре дает ряд спектаклей украинская группа П. В. Прохоровича". После завершения гастролей П. В. Прохорович остался в Армавире на должности администратора театра. Армавирский театр М. И. Мисожникова стал первым на Кубани зимним стационарным драматическим театром. В Екатеринодаре подобный Зимний театр, правда, гораздо более обширный, был открыт в сентябре 1909 г.

Зал армавирского театра был мал и тесен, что вызывало среди обывателей массу острых шуток. Один из местных фельетонистов в 1914 г. дал в газете "Отклики Кавказа" следующую характеристику театру М. И. Мисожникова:

"Есть театрик здесь убогий,

На чулан скорей похожий,

Коль случайно забредешь,

Рад будь, если цел уйдешь.

Там, брат, боксом угощают,

Платье боем добывают,

Обдирают очень ловко.

Не театр, — а мышеловка".

Впрочем, несмотря на все недостатки, армавирцы очень любили свой маленький театр. Во время спектаклей в зале редко оставались свободные места. С особым аншлагом проходили здесь гастроли всеобщей любимицы певицы А. Д. Вяльцевой, певицы Н. В. Плевицкой, поэта Н. Клюева, артистов кисловодского "Курзала", армянской драматической труппы под управлением О. Абеляна и других коллективов. Первоначально театр не имел собственной труппы, и его помещение сдавалось в аренду приезжим артистам. Уже после начала Первой мировой войны при театре образовалась профессиональная труппа актеров "Современный театр миниатюр" под управлением Л. П. Баушева и Б. В. Радова. Большим успехом у армавирцев пользовались сценические представления самодеятельного коллектива Первого общества любителей драматического искусства. Это объединение было основано в 1908 г. с целью "широкого распространения эстетического образования среди населения".163 В одном из заброшенных зданий на западной окраине селения "любители" оборудовали собственный театр. Несмотря на оторванность от центра, армавирская публика охотно посещала этот скромный "храм искусства", который терпел убытки лишь в пору распутицы. В начале 1916 г. театральное общество при содействии городской управы переходит в самый центр Армавира, где в особняке купца Шахназарова любители открывают большой "Новый театр", действовавший вплоть до революции 1917 г.165 В 1910-х гг. в селе и городе имелось также несколько летних театров, располагавшихся на территории садов "Александровский", братьев Осиповых и Общества приказчиков.

В начале XX в. самой массовой формой проведения "культурного досуга" армавирцев становится посещение кинематографа. В этом отношении селение мало чем отличалось от крупных городов региона. Первый стационарный синематограф "Гранд-Электро" был открыт в Армавире в 1904 г. (ныне угол улиц Кирова № 46 и Р. Люксембург № 142), а уже в 1913 г. в селении их насчитывалось шесть: "Марс", "Сатурн", "Казино-де-Пари", "Новый театр "Гранд-Электро" (в здании театра М. И. Мисожникова), Общества трезвости и Общества попечения о детях. Помимо этого, 3 кинематографа работали в общедоступных летних садах: "Эдем", "Рекорд" и "Александровский" (см. Приложение 17). Как отмечали современники, самый большой и роскошный армавирский кинематограф "Марс", открытый в селе 7 ноября 1913 г., ни в чем не уступал лучшему синематографу "Солей" в Ростове-на-Дону. Наряду с демонстрацией фильмов в "Марсе" регулярно проходили выступления известных поэтов и писателей, таких как А. Куприн, И. Северянин, В. Каменский и др.

В первые годы XX в. на Привокзальной улице было возведено деревянное здание цирка. Здесь проходили гастроли труппы братьев Винкиных, Труцци, Франкони, смешил публику А. Л. Дуров. В Армавире последний год своей жизни провела основательница известной цирковой династии Л. П. Труцци. Она умерла 3 июля 1917 г. во время очередных армавирских гастролей и после отпевания в костеле была похоронена на местном католическом кладбище.

Одной из важных сфер культурной жизни Армавира являлось развитие в селении и городе системы музыкального образования. В феврале 1909 г. талантливый пианист A. M. Рутин открыл в селении фортепианные курсы и оперный класс. Преподавание в этой первой музыкальной школе Армавира велось по программе 7-ми курсов Императорских консерваторий. По инициативе A. M. Рутина, в 1911 г. в селе создается Армавирское музыкальное общество. Был утвержден его устав, избрано правление: председатель М. Ф. Голощапова, директор-распорядитель A. M. Рутин, директора В. Э. Андрузский, Е. Н. Станюлович, Г. П. Цветаев, С. А. Боровский.  Как руководитель музыкальных курсов пианист очень ответственно относился к обучению детей. Некоторые выпускники школы A. M. Рутина поступили в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1910 г. в Армавире были основаны классы фортепианной игры В. Я. Васильевой-Ивановой, к 1914 г. появились аналогичные учебные классы М. С. Самуэлянца. Накануне революции 1917 г. в городе особым авторитетом пользовались скрипичные курсы и классы по всем струнным инструментам "артиста императорских театров" И. Я. Гольдшмидта и уже упоминавшиеся курсы чешских музыкантов Марии, Анетты и Карла Скала. Армавирцы очень ценили свои русские и армянские певческие церковные хоры.

На специфику культурной жизни Армавира значительное влияние оказывала полиэтничность местного населения. Приезжие артисты и армавирские любители сцены устраивали спектакли на армянском, черкесском, украинском, грузинском и польском языках, которые всегда тепло принимались публикой. В местных клубах и концертных залах регулярно проводились армянские и кавказские национальные вечера, сопровождавшиеся разнообразными конкурсами, играми, песнями и плясками. На эти шумные праздники собирались люди самых разных национальностей, причем, в составе посетителей преобладали, в основном, русские жители, которые были всегда открыты к восприятию иной культуры. В начале XX в. Армавир являлся своеобразным центром адыгской музыкальной культуры. Несколько лет здесь проживал легендарный черкесский гармонист Магомет Хагаудж. Именно с Армавиром связана большая часть его творческой биографии. В селении музыкант был желанным гостем на свадьбах, участвовал в организации кавказских вечеров, тут проводились многочисленные записи его выступлений. В дореволюционный период все фонографические записи таких известных черкесских исполнителей, как Шалих Беданоков, Магомет Хагаудж и Ильяс Нагиев осуществлялись в Армавире представителями европейских фирм "Граммофон", "Пишущий Амур", "Пате" и др. Наиболее активно действовал в селении агент крупной английской компании "Граммофон" Эдмонд Пирс. Звукозаписи адыгской музыки и песен он проводил здесь дважды — в марте 1911 г. и в феврале 1913 г.

В первой экспедиции он работал с Магометом Хагауджем, Шалихом Беданоковым и Ильясом Нагиевым, во второй приезд записывались выступления Магомета Хагауджа и Омара Тлупова. Э. Пирс работал с фантастической скоростью и выносливостью. Судя по его отчетам, только за один день — 5 марта 1911 г. — он записал в Армавире 100 наименований черкесских наигрышей и песен. Любопытно, что одно из музыкальных произведений, прозвучавших в исполнении Ильяса Нагиева с хором, называлось "Черкесский Армавирский танец".

В конце XIX — начале XX в. в жизнь армавирцев прочно входят спортивные состязания и занятия физической культурой. В селении активно действовало Общество любителей физических упражнений и велосипедного спорта. Его задачей являлась всесторонняя забота о здоровье населения и особенно подрастающего поколения. Обществом проводились футбольные турниры, велосипедные гонки, организовывались курсы гимнастики. Руководитель общества доктор А. Н. Данциг неизменно выступал на учительских съездах с докладами о пользе физических упражнений для детей и работников умственного труда. В 1913 г. это объединение было преобразовано в гимнастическое общество "Сокол".

В октябре 1909 г. в Армавире состоялся первый футбольный матч, в котором участвовали ученики мужской гимназии. В 1913 г. в селении существовали уже две футбольные команды: "Флит" и "Кавказ". Местные поклонники этого вида спорта состязались не только друг с другом, но и выезжали на турниры в другие города.

Жители селения могли неоднократно наблюдать демонстрационные полеты авиации. Одним из первых в небо над Армавиром на самолете типа "Фарман" поднялся в сентябре 1911 г. местный коренной житель А. К. Арутюнов. Бывший кузнец и летчик-самоучка на собранные общественностью селения деньги сумел в 1913г. окончить Одесскую школу авиаторов и купить собственный самолет. После этого А. К. Арутюнов регулярно совершал облеты окрестностей Армавира, а также демонстрировал свое летное мастерство в других городах Кавказа.

18 октября 1913 г. в газете "Отклики Кавказа" появилось следующее примечательное объявление: "Армавир. Плац Кавалерийского дивизиона. В воскресенье 20-го октября состоится Полет-Состязание на продолжительность, высоту, описывание восьмерок в воздухе между двумя флагами и точность спуска на назначенное флагом место 2-х пилотов-авиаторов Арутюнова и Фейфера. На месте полета будет играть оркестр военной музыки...". Соперником армавирца был проживавший в это время в селении летчик А. К. Фейфер (Фейфар), обладавший дипломом "Императорского Всероссийского аэроклуба". Как и было объявлено, воздушное соревнование авиаторов состоялось при огромном стечении публики 20 октября 1913 г. В газетном отчете об этом событии сообщалось: "первым поднялся на "Фармане" наш армавирец, гордость нашего села-города Амбарцум Кеворкович Арутюнов. Полет продолжался 22 минуты... Авиатор Фейфер летал 8 минут и выказал большую опытность и смелость".

О возросшем культурном уровне местного населения свидетельствует появление в Армавире в конце XIX в. периодической печати. 10 октября 1899 г. в селе вышел первый номер "Армавирского листка объявлений". Издавал и редактировал эту справочную и рекламную газету крупный местный торговец В. К. Вильде. Листок печатался от 2-х до 8-ми раз в неделю и бесплатно распространялся не только в Армавире, но и в населенных пунктах ближайших кубанских отделов. Эта газета издавалась примерно до 1905 г.

С октября 1906 по февраль 1907 г. в селе выпускалась единственная на Кубани подпольная социал-демократическая газета "Армавирский пролетарий". В ней освещались нужды трудящихся Армавира и его округи, остро критиковалась политика самодержавной власти. "Армавирский пролетарий" печатался массовым тиражом в 5000 экземпляров, газету не раз внимательно изучал В. И. Ленин, который после знакомства с одним из ее номеров дал высокую оценку позиции армавирских социал-демократов.

С 6 сентября 1909 г. до декабря 1911 г. в селении выпускалась газета "Кавказский край", в которой, помимо объявлений и местных новостей, публиковались обзоры важнейших российских и зарубежных событий, хроника внутриполитической жизни и литературные произведения.

27 сентября 1909 г. в селе вышел первый номер газеты "Отклики Кавказа", которой суждено было стать главным периодическим изданием дореволюционного Армавира, просуществовавшим до 1920 г. С 1910 по 1918 г. фактическим неофициальным редактором и издателем "Откликов Кавказа" являлся видный общественный деятель и даровитый публицист Михаил Федорович Доронович. Благодаря его энергии, опыту и связям, в газете сформировался яркий и талантливый журналистский коллектив. Издание имело собственных корреспондентов не только в крупных городах Северного Кавказа, Москве и Петербурге, но и за границей: в Париже, Берлине, Вене, Лозанне и Женеве. Свои рукописные произведения сюда присылали А. Куприн, М. Горький, А. Толстой, Е. Чириков, А. Луначарский, В. Дорошевич и многие другие видные писатели и общественные деятели. В газете регулярно печатались литературные новинки, помещались серьезные статьи по искусствоведению, философии, социологии и, вместе с тем, "Отклики Кавказа" имели стойкую репутацию "левого" издания социал-демократического характера (М. Ф. Доронович был членом РСДРП). С 1911 г. "Отклики Кавказа" выпускались в формате больших столичных газет на 4 и 8 полосах, что для сельского периодического издания того времени было редкостью.

С 1910 по 1914 г. в селении издавался "Бюллетень Армавирской Биржи", в котором публиковались цены на основные товары местного рынка, курсы акций, рекламные объявления армавирских фирм, сведения о посевах, погоде и урожае, о грузооборотах железнодорожной станции и т.п.

В Армавире не раз предпринимались попытки выпустить газету, которая могла бы конкурировать с главным местным изданием "Откликами Кавказа". Все они заканчивались безуспешно. Во второй половине 1914 г. в городе появилось сразу несколько новых газет ("Армавирские отклики", "Голос Кубани". "Жизнь Кубани"), однако их жизнь была весьма короткой. Редакторы этих изданий, как правило, преследовали свои личные конъюнктурные интересы, что мешало им завоевать популярность у широких слоев читателей.

После февральской революции 1917 г. в Армавире уверенно заявила о себе партийная печать. В марте 1917 г. начинают ежедневно выходить "Известия Армавирского совета рабочих и солдатских депутатов". С 18 апреля того же года Армавирский комитет партии социалистов-революционеров стал издавать "ежедневную народную газету "Земля и воля". В конце 1917 г. в городе появился печатный орган Кубанского областного комитета партии меньшевиков газета "Новый мир". Эти издания служили ареной для острых политических баталий и были насыщены громкими лозунгами и декларациями. Главной идеей, господствовавшей в газетах данного периода, была борьба со старым миропорядком и государственным устройством. Все номера "Земли и воли" выходили под девизом "В борьбе обретешь ты право свое!" Политическая фразеология вытесняет повседневную хронику местной жизни и на страницах главной общегородской газеты "Отклики Кавказа".

В рубежном 1917 г. появляются издания и другого рода. 27 мая 1917г. армянская община Армавира выпустила 1 -й номер газеты "Карик" (Нужда). Это было первое армянское периодическое издание на Кубани. Его редактором являлся священник Н. Эртев-циан. "Карик" публиковал различные материалы о проблемах армянского народа и о внутренней жизни местной армянской общины. В начале XX в. Армавир превращается в один из важнейших общественно-политических центров Северного Кавказа, оказывая значительное влияние на рост революционного движения в регионе. Следует отметить, что события революции 1905-1907 гг. в Армавире весьма детально и разносторонне освещены в советской и современной историографии, и поэтому их рассмотрение не входит в число исследовательских задач моей работы. Вместе с тем, необходимо сделать некоторые выводы по данной проблематике.

Накануне первой русской революции Армавир являлся уже довольно значительным промышленным центром, где насчитывалось более 1400 чел. фабрично-заводских рабочих. В качестве крупного рынка рабочей силы селение ежегодно притягивало к себе из разных уголков России массу трудового люда. Так, в начале XX в. окрестными хозяевами здесь нанималось в период сенокоса до 5000 чел., а во время уборки хлебов до 7000 чел. Однако получить работу удавалось далеко не всем. 12 сентября 1907 г.

подъесаул Медяник в рапорте на имя атамана Лабинского отдела сообщал: "Фабрик и заводов у нас очень мало, и в том же Армавире у ворот каждого завода стоят сотни народу в чаянии попасть на работу, но не попадают. Об отхожих промыслах нечего и думать, потому что вся Россия шлет сюда массу рабочих для промыслов, и многие из этих рабочих не находят работы...". Наличие крупных пролетарских кадров стало одной из важных предпосылок высокой революционной активности в Армавире. В митингах, забастовках и антиправительственных выступлениях большое участие принимали также служащие многочисленных торговых и коммерческих заведений селения. Низкий уровень жизни и бесправие рабочих и служащих порождали настроения недовольства существующим порядком и вели к открытому выражению социального протеста. В Армавире тяжелое положение наемных рабочих усугублялось также тем, что они, являясь иногородними жителями, были полностью отстранены от участия в местном самоуправлении. Волостное правление, как, впрочем, и администрация Лабинского отдела, оставались безучастны к нуждам и чаяниям армавирского пролетариата.

Создание в селении ряда общественных и профессиональных объединений подготовило базу для организации новых политических структур. Так, по словам одного из участников революционных событий 1905-1907 гг. Н. Золкина, просветительские учреждения Армавирского Общества попечения о детях "были почти целиком ячейками РСДРП".

Летом 1902 г. на основе слияния разрозненных марксистских кружков в Армавире возникает группа РСДРП, преобразованная в 1904 г. в Комитет. Эта партия стала главным руководящим центром революционного движения в Армавире и окрестных районах. После создания местной группы РСДРП, в ноябре 1902 г. власти впервые отмечают революционное "брожение" среди рабочих Армавира.

Активная деятельность армавирской организации социал-демократов привела к тому, что уже в 1905 г. селение оказалось в авангарде революционного движения в регионе, не уступая в этом отношении крупнейшим пролетарским центрам Северного Кавказа. В 1905 г. в Армавире прошли 44 рабочие стачки, в то время как в Грозном — 23; Порт-Петровске — 20; Новороссийске — 19; Екатеринодаре — 17; Ставрополе — 15; Владикавказе — 11. Члены Армавирского комитета РСДРП принимали самое непосредственное участие в подготовке революционных выступлений в широкой округе селения.

Во время первой русской революции противоборство различных политических сил в Армавире выливается в вооруженные столкновения. 11 сентября 1905 г., во время разгона казаками антиправительственного митинга в центре селения, был убит один рабочий и еще несколько ранены. При этом неизвестные лица из толпы открыли в казаков револьверную стрельбу. 23-24 октября того же года, при попустительстве властей, по Армавиру прокатились черносотенные погромы. Следует отметить, что в Армавире погромы не носили национальной окраски. Гнев монархистов был направлен на представителей местной передовой интеллигенции и, в первую очередь, — на В. И. Лунина, который, не являясь лидером революционных организаций, был в глазах всех слоев населения символом освободительного движения. Накануне погрома друзья уговорили его выехать из Армавира, а для охраны его жилища из числа рабочих и общественности был организован отряд вооруженной самообороны. При штурме черносотенцами дома В. И. Лунина погибли 8 его защитников, а со стороны нападавших потери составили 2 человека убитыми и несколько ранеными. Дом был разграблен и подожжен (ныне на этом месте находится здание на углу ул. Комсомольской № 126 и Дзержинского № 58).

На рост революционной активности и развитие общественно-политических процессов огромное влияние оказывал такой специфический фактор как сельский статус Армавира. Немногочисленная сельская полиция была не в состоянии контролировать антиправительственную деятельность в населенном пункте, превышающем по своим размерам и экономическому потенциалу многие губернские города России. По этой причине в селении формируются нелегальные партийные организационные центры, руководившие революционным движением обширного региона.

В годы первой русской революции армавирская организация РСДРП становится самой многочисленной на Северном Кавказе. В октябре 1906 г. в Армавирском Комитете РСДРП состояло 1000 чел., Екатеринодарском — 700, Грозненском — 600, Ставропольском — 400, Владикавказском — 370, Черноморском -162 и т.д. В селении издавалась единственная на Кубани подпольная социал-демократическая газета "Армавирский пролетарий". Революционеры чувствовали себя в Армавире настолько свободно, что в своей среде именовали селение "русской Женевой". Руководитель Армавирского Комитета РСДРП Г. Целлер позднее вспоминал: "Полицейские условия в то время были необычайны и, кажется, единственные во всей России... мы работали совершенно свободно, соблюдая лишь поверхностную конспирацию, и в то же время дали приют скрывавшимся товарищам новороссийцам, екатеринодарцам, ростовцам и бакинцам". По некоторым данным, после разгрома "Новороссийской республики" в Армавире оказывается большинство членов Новороссийского совета во главе с Н. Поповым и А. Гольманом.

Удобное географическое положение Армавира на перекрестке важных дорог, значительный промышленный потенциал селения, наличие организованных пролетарских кадров и слабый полицейский надзор стали причинами перевода сюда из Екатеринодара в 1905 г. Кубанского областного комитета РСДРП, а в 1907 г. — Северо-Кавказского союза РСДРП." Таким образом, Армавир стал одним из важнейших партийных центров Северного Кавказа, координировавшим революционные процессы в обширном регионе.

В 1905-1907 гг. в Армавире действовали самые различные политические объединения. Второй по численности и влиянию после РСДРП была организация социал-революционеров (эсеров), оформившаяся в Армавире в 1905 г. Уже к 1907 г. она насчитывала 127 членов, став, таким образом, крупнейшей в Кубанской области (в Екатеринодарской группе эсеров было 100 чел., в Тихорецкой -92 чел.). В это же время в селении обосновался Северокавказский областной комитет партии эсеров. С различной степенью активности в Армавире во время революции 1905-1907 гг. проявляли себя организации Конституционных демократов (кадетов), Революционная украинская партия, "Союз русского народа", армянские партии "Гнчак" и "Дашнакцутюн" и группы анархистон-коммунистов.

В данный период в селении происходит массовое создание профессиональных союзов: строителей, металлистов, маслобойщиков, печатников, прислуги и др., объединивших сотни местных рабочих и служащих. В 1907 г. в Армавире насчитывалось уже 9 подобных обществ. Профессиональным движением руководил нелегальный Союз союзов. Появление профсоюзов стало свидетельством высокой степени организации армавирского пролетариата.

В 1906-1907 гг. в Армавире развернулась самая активная в масштабах Кубанской области деятельность радикальных групп анархистов-коммунистов. По сути дела, это были бандитские шайки, вымогавшие у состоятельных сельчан под угрозой смерти деньги, якобы на "революционные нужды". В течение только одного года (с конца 1906 г.) анархистами в Армавире были убиты: атаман Лабинского отдела Н. Кравченко, полицейский урядник М. Бутский, жандарм А. Середа, купцы В. Назаров, Е. Тер-Аведисянц, М. Меснянкин, Н. Шах-Назаров, Е. Айвазов, управляющий имением барона В. Штейнгеля — Гаген и мн. др. Представитель Кавказского наместника в Государственном Совете А. Н. Никольский, вспоминая о событиях 1907 г. в Армавире, говорил, что по причине слабости и малочисленности местной сельской полиции, "каждую ночь там резали не меньше пяти человек. Вот это обстоятельство переполнило чашу терпения жителей: там прямо завопили". 21 сентября 1907 г. при помощи ростовской полиции жандармские власти осуществили в Армавире массовые аресты, взяв под стражу наиболее активных лидеров анархистов, социал-демократов и эсеров. В октябре 1907 г., в качестве исключительной меры, в селении Армавир были введены штаты городской полиции. В результате в Армавире восстанавливается правопорядок и начинается резкий спад революционной активности. Подобные акции в этот период осуществляются властями и в других центрах Северного Кавказа. Антиправительственное движение в регионе на время затихает.

Таким образом, в 1905-1907 гг. Армавир являлся важным революционным и общественно-политическим центром всего Северного Кавказа. Видная роль селения в эти годы доказывается также тем, что и в 1-ю, и во 2-ю Государственную думу представителями от Кубанской области были избраны депутаты-армавирцы: В. И. Лунин и П. Г. Кудрявцев.

Главными причинами высокой революционной активности в Армавире следует считать: наличие в селении массовых и довольно сплоченных пролетарских кадров и других лиц наемного труда; удобное географическое месторасположение Армавира на перекрестке оживленных дорог и магистралей, способствовавших повышенной мобильности населения; а также такой специфический фактор как сельский статус Армавира, обуславливавший слабый полицейский контроль за деятельностью здесь политических организаций.

Выводы к главе. Одной из отличительных черт Армавира конца XIX — начала XX в. являлась его полиэтничность, что приближало поселение к типу крупного южнороссийского города. Для деятельности представителей различных этнических общин были характерны определенные профессиональные предпочтения. Верующие различных конфессий имели в Армавире все возможности для удовлетворения своих духовных нужд. Жители многонационального Армавира находились в постоянном взаимодействии, что разрушало многие этнические границы. Между представителями разных народов сохранялись дружественные и добрососедские отношения, в селе интенсивно вырабатывались традиции межнационального сотрудничества. В этом мирном совместничестве обнаруживается универсальное явление российскости, под которым мною понимается тенденция к установлению равноправных и партнерских отношений между разноязычными подданными империи, ведущая к межнациональному единству и осознанию общности исторической судьбы.

Культурная функция Армавира проявлялась, прежде всего, в развитии сети учебных заведений. В качестве важного образовательного центра степного Предкавказья Армавир играл заметную  роль в повышении профессионального уровня педагогических кадров обширного региона. В Армавире действовал стационарный зимний театр, летние театры в общедоступных садах, несколько концертных площадок, целый ряд кинематографов и цирк. О возросших культурных нуждах населения свидетельствует появление в Армавире с конца XIX в. собственных периодических изданий. Специфической чертой селения являлось то, что развитие его культурной сферы обеспечивалось, в основном, общественными объединениями, поскольку местные волостные власти в этой области были индифферентны.

Армавир сыграл важную роль в революционных событиях 1905-1907 гг. Селение превратилось в один из крупнейших общественно-политических центров Северного Кавказа. Здесь сформировалась самая многочисленная в регионе организация РСДРП, издавалась единственная на Кубани подпольная рабочая газета, в Армавире размещались Северокавказский областной комитет партии эсеров и Северокавказский союз РСДРП, действовало несколько политических партий. Армавир всегда находился в авангарде революционного движения на Северном Кавказе, что свидетельствует об интенсивности протекавших здесь общественно-политических процессов.