Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

§ 3. Армавир как важный торговый и промышленный центр региона
 

Автор С. Н. Ктиторов


к содержанию

 

В конце XIX — начале XX в. Армавир становится известен, прежде всего, как крупный товарно-распределительный и коммерческий центр Северного Кавказа. Мощным стимулом для развития торговли послужило проведение через Армавир в 1875 г. Владикавказской железной дороги. Как уже отмечалось, в начале XX в. по объему экспорта зерновых продуктов станция Армавир-Владикавказский занимала первое место в степном Предкавказье, опережая такие важные пункты как Екатеринодар и Ставрополь.

Хлебные и другие земледельческие грузы поступали на армавирскую железнодорожную станцию из обширной сельскохозяйственной округи селения: Лабинского, Баталпашинского, Майкопского и Кавказского отделов Кубанской области, а также из Ставропольского и Медвеженского уездов Ставропольской губернии. Перед Первой мировой войной ежегодный гужевой подвоз зерна в Армавир составлял свыше 12 млн. пудов. По данным местного Биржевого комитета, "часть хлебов поступает непосредственно на армавирские мельницы и значительная часть распределяется среди крупных ссыпщиков, располагающих своими амбарами, емкость коих, считая и амбары для подсолнуха, превышает три миллиона пудов". В 1912 г. в селении вели операции более 40 крупных хлебных торговцев. В Армавире их ссыпки и амбары располагались, в основном, вдоль Владикавказской железной дороги, на Хлебной площади (территория между современными улицами К. Либкнехта, Дзержинского, Гоголя и Калинина) и по улицам Урупской (Урицкого), Красной (Кирова) и Лабинской (Дзержинского), куда выходили дороги из окрестных станиц. Деятельность местных коммерсантов распространялась на довольно обширный регион. Отделения, комиссионеры и приказчики армавирских фирм имелись во многих пунктах Владикавказской железной дороги, от ст. Малороссийской до ст. Прохладной, и по всей линии Армавир-Туапсе.

30 марта 1911 г. Отдел торговли Министерства Торговли и Промышленности направил Армавирскому биржевому комитету запрос о действующих в районе Комитета крупнейших экспортных организациях для "сообщения означенных данных заграничным российским консулам". В ответ местный Биржевой комитет доложил следующее: "Армавир является главным рынком хлебной торговли Северного Кавказа, экспортируя озимую пшеницу, гарновку, овес, ячмень, кукурузу, горчицу и другие хлебные товары через Новороссийск и Ростов за границу. В этой отрасли торговли в районе действий Биржи, непосредственные с заграничными рынками отношения имеют самые крупные фирмы: Спари Павел Дмитриевич и Хлебное Товарищество "Русь". В 1908 г. денежный оборот армавирской хлебной ссыпки П. Д. Спари составлял 2 124 000 руб. Крупные закупки зерна для отправки его в Европу осуществлялись в селении также местным отделением французской фирмы "Луи Дрейфус и К0". Основной поток кубанского хлеба шел в Германию (17-23 млн. пуд. ежегодно), по 8-12 млн. пуд. вывозилось в Голландию, Данию и Италию и по 3-7 млн. пуд. покупалось Францией, Англией, Бельгией и Грецией.

Кроме хлебных грузов по железной дороге из Армавира экспортировалась мука, подсолнечное масло, поташ, жмых, скот, шерсть и другие сельскохозяйственные товары. В декабре 1911 г. представитель Кавказского наместника в Государственном совете А. Н. Никольский привел сведения о том, что общий годовой денежный оборот только хлебной и масличной торговли Армавира составляет 18,5 млн. руб. Железнодорожная станция Армавир являлась крупнейшим на Северном Кавказе центром по отправкам продуктов животноводства. Так, в 1900 г. грузов данной категории отсюда было вывезено 139 тыс. пуд. Второе место в этом отношении занимала станция Екатеринодар, экспортировавшая 94 тыс. пуд. указанной продукции.

Свидетельством важной роли Армавира в расширении экспортной торговли региона является внимание к селению со стороны международных коммерческих организаций. В апреле 1912 г. Армавирский биржевой комитет получил от Одесского отделения Русско-Английской торговой палаты циркуляр с предложением "содействовать установлению и развитию торговых отношений России с Англией". В результате последовавшей переписки Биржевой комитет помог местным "заинтересованным лицам и учреждениям" наладить деловые связи с конкретными английскими фирмами.

В конце XIX — начале XX в. наряду с внешней в Армавире успешно развивается и внутренняя торговля. По-прежнему весьма значительную роль в ней играли коренные жители селения -черкесо-гаи. После проведения через Армавир Владикавказской железной дороги их активная коммерческая деятельность переходит на новый более высокий уровень. Как и раньше, главным предметом торговли черкесо-гайских купцов являлась продукция российской фабричной промышленности. Впервые в Армавире начинают открываться крупные оптовые склады и магазины с разнообразными мануфактурно-галантерейными товарами. Оборотистые армавирские купцы завязывают прочные партнерские отношения с московскими и лодзинскими фабрикантами, совершая закупки готовой продукции непосредственно на предприятиях. В конце XIX в. селение быстро превращается в крупнейший на Северном Кавказе центр по реализации ману-фактурно-галантерейных изделий. В 1881 г. некий И. Могила в "Кубанских областных ведомостях" писал: "Торговля мануфактурными товарами, которые всегда продаются в богатых складах братьев Тарасовых, Давыдовых и Каспаровых, по московским ценам, без потери для покупателя времени и расходов на поездки, сделали Армавир для всех соседних торговых станиц и селений "новым Московским базаром", так что все мелкие торговцы Кавказского и Баталпашинского уездов скоро совсем забудут Ростов, где они не могут купить с такою выгодою товары, как у армавирских складчиков, которые имеют возможность продать дешевле ростовских цен, сами получая огромными партиями товары, преимущественно требующиеся в наших местах, от первых российских фабрикантов". Некоторые современники отмечали, что Армавир по масштабам своих торговых оборотов является "Москвой для Северного Кавказа", а окрестные жители метко окрестили село "маленькой Москвой".

Разнообразными мануфактурно-галантерейными изделиями Армавир снабжал не только ближайшие кубанские отделы, но и соседние области и губернии Северного Кавказа. В рапорте от 29 июня 1889 г. атаман Лабинского отдела полковник Савицкий сообщал: "Объехал Лабинский отдел и, наводил справки о сфере торгового влияния Армавира на окрестности и оно оказалось неимоверно обширное. Другими торговцами, приобретавшими товары оптовых складов названного селения, оказывается все купечество, производящее торговлю в Лабинском, Майкопском, Кавказском и Баталпашинском отделах, а красные товары идут из Армавира в Екатеринодар, Ставрополь Кавказский и в область войска Донского, так, что, в отношении торговли сказанным товаром, даже Ростов-на-Дону не соперничает с упомянутым селением". В том же году денежный оборот Армавира только по оптовой продаже мануфактуры превышал 10 млн. руб., что составляло лишь половину всех торговых оборотов селения в благоприятный урожайный год.

Около половины местных купцов черкесо-гаев вели свои операции не в самом Армавире, а в окрестных станицах, аулах и селениях. Так, из числа коренных армавирцев гильдейские свидетельства на право торговли в Лабинском и Кавказском отделах получили: в 1890 г. — 117 чел., в 1891 г. — НО чел. и в 1892 г. — 111 чел. Из них собственно в Армавире торговали: в 1890 г. -49 чел., в 1891 г. -47 чел. и в 1892 г. — 56 чел. В 1894 г. один из журналистов "Кубанских областных ведомостей" замечал что "трудно найти в Кубанской и Терской областях и Ставропольской губернии станицу или селение, где не было бы торговца из числа коренных армавирцев".

Многие армавирские мануфактурные фирмы открывали свои филиалы и представительства не только в городах и селениях Северного Кавказа, но и в различных регионах России. Так, в начале XX в. крупнейшее местное Товарищество мануфактур братьев Тарасовых имело свои отделения в Екатеринодаре, Ставрополе, Симферополе и Астрахани; Торговый дом "Н. Шах-Назаров и М. Хачадуров" — в Саратове; Торговый дом Б. К. Кусикова — в Ставрополе; Торговый дом братьев Сеферовых — в Ставрополе и Лабинской; Торговый дом братьев Алавердовых — в Лабинской и Кавказской; Торговый дом братьев Давыдовых — в Воронеже и Саратове и т.д. Для лучшей координации коммерческих операций некоторые фирмы переводили свои правления из Армавира в другие города. Так, примерно в 1908 г. главная контора Товарищества мануфактур братьев Тарасовых была перенесена в Москву. Довольно быстро эти самые именитые армавирские предприниматели черкесо-гаи вошли в число элиты московского купечества. Интересные воспоминания оставил о них известный представитель делового мира "первопрестольной" П. И. Щукин: "Вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которым питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками".

Еще один выходец из этой купеческой фамилии, Иван Тарасов, перевел правление своего торгового дома из Армавира в г. Ростов-на-Дону. Впрочем, данный процесс не имел массового характера, и основная деятельность упомянутых фирм по-прежнему была сосредоточена в Армавире.

Закупки мануфактурных и галантерейных товаров армавирские торговцы совершали на московских и лодзинских фабриках. Такие сделки осуществлялись с помощью комиссионеров. Вместе с тем, крупные российские производители стремились выйти к потребителям, минуя посредников, для чего открывали в важнейших торговых центрах империи собственные фабричные склады и представительства. В июле 1909 г. в Армавире был открыт оптовый склад известного Московского товарищества Даниловской мануфактуры. В 1914 г. эта фирма вошла в состав нового "Товарищества на паях внутренней и вывозной торговли мануфактурными товарами", которое получило монопольное право на продажу всех изделий крупных текстильных фабрик Н. Н. Коншина в Серпухове, А. Гюбнера и Товарищества Даниловской мануфактуры в Москве. 10 апреля того же года в Армавире появляется оптовый склад названного Товарищества.

О масштабах мануфактурной торговли Армавира можно судить, исходя из сведений, собранных коммивояжерами московских и лодзинских фабрик на местах реализации данной группы товаров. Так, в 1895 г. денежные обороты мануфактурно-галантерейных фирм крупнейших торговых центров Северного Кавказа составляли: Армавира — 7390 тыс. руб., Екатеринодара -2530 тыс. руб, Владикавказа — 1960 тыс. руб., Ставрополя -1570 тыс. руб. и Новороссийска-630 тыс. руб. В 1897 г. обороты только мануфактурных торговых предприятий Армавира (без учета мелких) достигли 8105 тыс. руб. В то же время в Екатеринодаре они равнялись (в 1898 г.) — 3810 тыс. руб., во Владикавказе (в 1898 г.) — 2415 тыс. руб., в Ставрополе (в 1897 г.) — 1885 тыс. руб. и Новороссийске (в 1898 г.) — 640 тыс. руб. В числе известных армавирских мануфактурных фирм особенно выделялись торговые дома братьев Тарасовых (годовой оборот — 3 млн. руб.), Ивана Тарасова с сыном (оборот 1,5 млн. руб.) и братьев Сеферовых (оборот-1 млн. руб.). Оптовые мануфактурные склады селения являлись крупнейшими на Северном Кавказе. Таких фирм в Армавире (в 1897 г.) было 5, со средним годовым денежным оборотом 1260 тыс. руб. в каждой, в Екатеринодаре (в 1898 г.) их насчитывалось 8 со средним оборотом по 370 тыс. руб., во Владикавказе (в 1898 г.) — 2 (ср. оборот — 750 т.р.), в Ставрополе (в 1897 г.) — 2 (ср. оборот — 225 т.р.) и Новороссийске (в 1898 г.) — 2 (ср. оборот 225 т.р.). Общий же оборот от продажи галантерейных изделий составлял в Армавире в 1897 г. — 2210 тыс. руб. В этой области наиболее обширные операции производились местным отделением ростовской фирмы "С. Генч-Оглуев и И. Шапошников" с годовым оборотом в 1 млн. руб. и торговым домом братьев Чумаловых с оборотом в 400 тыс. руб.

Таким образом, в конце XIX в. Армавир становится главным центром мануфактурно-галантерейной торговли Северного Кавказа. Годовые денежные обороты селения по реализации этих товаров превышали соответствующие обороты Екатеринодара, Ставрополя и Новороссийска вместе взятых.

Как уже отмечалось, по ввозу сельскохозяйственных машин и орудий Армавир также занимал на Северном Кавказе доминирующее положение. Перед Первой мировой войной в Кубанской области в этом отношении особенно выделялись армавирская и екатеринодарская станции Владикавказской железной дороги. Так, в 1913 г. по Владикавказской магистрали в область поступило 2 334 085 пудов земледельческой техники, в том числе в Армавир — 600 995 пуд. и в Екатеринодар — 155 452 пуда. Для ее хранения в Армавире, вдоль полотна железной дороги, сооружаются капитальные кирпичные склады и пакгаузы. По данным за 1913 г., продажу сельскохозяйственных машин и орудий в селении вели не менее 16 отечественных и зарубежных фирм, в том числе: "Международная компания жатвенных машин" (США), "Гулье-Бланшард" (Франция), "Генрих Ланц" (Германия), "М. Гельферих-Саде" (Россия-Германия), "Акционерное общество агентурно-комиссионного дела", "Кернер и Бегар", "Джон Мартын и К0", "Пальмер, Грагам и К0", Торгово-промышленное товарищество "Е. Н. Баронов и А. В. Попов", А. О. Тюфекчиев, Е. М. Улькин, Г. А. Унтерзегер, Я. Х. Чопуров, В. С. Шаханов, В. И. Мордовцев и А. П. Унанов.

В начале XX в. в Кубанской области наблюдается быстрое распространение сельскохозяйственной техники. С 1900 по 1914 г. количество усовершенствованных земледельческих орудий увеличилось здесь в 2,6 раза, достигнув 685 832 штук. В 1900 г. одно такое орудие приходилось на 10 душ населения, в 1905 г. -уже на 6, а в 1910 г. — на 4. Аналогичные процессы протекали и в Ставропольской губернии.

Увеличивалось не только число усовершенствованных орудий, но и расширялось применение сложных сельскохозяйственных машин, главным образом в хозяйствах помещиков-предпринимателей и сельской буржуазии. На крупнейших армавирских складах, помимо разнообразных жаток, веялок, сноповязалок, плугов, культиваторов, сеялок, зернодробилок, сенокосилок и другой земледельческой техники имелись и такие сложные и дорогие машины, как: паровые молотилки, моторные автоплуги и даже тракторы.

Вначале 1910-х гг. местным отделением "Международной компании жатвенных машин" в селении продавались нефтяные тракторы "Интернациональ" и "Могул", фирмой "М. Гельферих-Саде" — тракторы "Гарт-Парр", фирмой "Кернер и Бегар" — тракторы "Кейс" и др. В 1913 г. американская "Международная компания жатвенных машин", в целях рекламы, неоднократно демонстрировала в Армавире непосредственную работу своих тракторов при вспашке, бороновании, посеве и т.д.215 Примечательно, что эти испытания снимались кинооператорами и показывались на экранах местных "театров-биографов".

"Международная компания жатвенных машин" являлась крупнейшим предприятием Армавира по торговле сельскохозяйственной техникой. Филиал этой фирмы был открыт в селении в 1911 г. Тогда же на западной окраине Армавира компания возводит капитальные кирпичные пакгаузы (ул. Энгельса № 1), к которым была проложена специальная железнодорожная ветка. Здесь реализовывалась разнообразная продукция собственных машиностроительных заводов Компании, находящихся в Америке и в России, при станции Люберцы Московской губернии. Перед Первой мировой войной ежедневно у складов этой фирмы разгружалось и отправлялось по железной дороге до 30 вагонов земледельческих машин и орудий. Как сообщал в марте 1914 г. директор местного филиала инженер Шиллер, "Армавирское отделение Международной компании, благодаря десяткам своих вояжеров, сотням комиссионеров продает свои машины во всех углах Кавказа и делает более 4 000 000 руб. оборота".

По своей обширной торговле сельхозтехникой в Армавире выделялись также собственные заводские склады известного харьковского российско-германского товарищества "М. Гельферих-Саде" (ул. Матюхина, корпуса ПТУ № 5), открытые еще в 1880 г. В начале 1910-х гг. здесь трудилось 45 рабочих и служащих, а денежные обороты армавирского отделения фирмы (в 1908 г.) составляли 1 млн. руб. Одним из крупнейших в Армавире являлся и фирменный склад большого германского локомобильного завода Генриха Ланца в Мангейме (ул. Железнодорожная № 42), который появился в селении в 1900 г.

Многие местные торговцы и организации, продававшие земледельческие машины и орудия, выступали официальными представителями иностранных машиностроительных предприятий. Так, торговый дом "Гулье-Бланшард" являлся агентом завода "Рустон-Проктор и К0" в Линкольне (Англия); торговый дом "Джон Мартын и К0" — заводов "Рансом, Симе и Джефферис" в Ипсвиче (Англия) и заводов "Г. Лютера" в Брауншвейге и Дармштадте (Германия); товарищество "Е. Н. Баронов и А. В. Попов" — заводов "Гофгер и Шрантц" в Вене и Будапеште (Австро-Венгрия); Акционерное общество агентурно-комиссионного дела — завода "Маршаль, С-я и К0" в Генсборо (Англия) и т.д. Таким образом, география стран, ввозивших на Кубань сельскохозяйственную технику, была весьма обширна: от Германии и Великобритании — до Америки.

Накануне Первой мировой войны общий денежный оборот армавирских фирм, торговавших земледельческими машинами и орудиями, доходил от 9-ти до 12 млн. руб. в год, что составляло около 40% аналогичных оборотов всего Северного Кавказа.

В конце XIX — начале XX в. в Армавире были также развиты бакалейная, железно-скобяная, лесная, химическая, кожевенная и другие отрасли внутренней торговли. Об отраслевой структуре торговых предприятий Армавира и всего степного Предкавказья в 1900 г., можно судить по следующей таблице (см. след. стр.).

Таким образом, в конце XIX в. наибольший удельный вес в торговле Армавира имела продажа мануфактурно-галантерейных, земледельческих и смешанно-хозяйственных (сельхозтехника) товаров. В экономике же всего степного Предкавказья важнейшая роль принадлежала торговле продуктами земледелия, в чем проявлялась аграрная специфика хозяйства региона. В общем денежном обороте торговых предприятий степного Предкавказья (124 402 тыс. руб.) доля Армавира (15 954 тыс. руб.) составляла 12,8%, а по отношению к аналогичным оборотам всего Северного Кавказа (165 990 тыс. руб.) — 9,6%.

 

Виды торговли (по группам товаров)    Торговые предприятия                                        

  В сел. Армавир                                  В степном Предкавказье 

  Количество  Денежный оборот                    Количество  Денежный оборот (тыс. руб.)

            Всего (тыс. руб.)   В%от всего оборота Армавира В % от оборота данной отрасли торговли степного Предкавказья                

Земледельческие и растительные продукты   37      3094  19,4   6,2     1156  50 156

Продукты животноводства и охоты      24      1652  10,3   25,6   479    6450

Лесные материалы и деревян. изделия 5        250    1,6     7,5     316    3317

Минеральные продукты и металлические изделия    25      1973  12,4   28      369    7035

Мануфактурные изделия и галантерея  40      5326  33,4   25,3   1029  21 026

Питейно-трактирные         46      763    4,8     5,4     1720  14217

Смешанно-хозяйственные  153    2896  18..1  13      4855  22 201

Всего    330    15 954         100    12,8   9924  124 402

 

В 1900 г. по величине торговых оборотов важнейшие центры Северного Кавказа располагались в таком порядке: Новороссийск (20 304 тыс. руб.), Екатеринодар (17 033 тыс. руб.), Армавир (15 954 тыс. руб.), Ейск (12 878 тыс. руб.), Владикавказ (6263 тыс. руб.) и Ставрополь (6027 тыс. руб.). Следовательно, уже в конце XIX в. по развитию торговли Армавир стоял в одном ряду с крупными губернскими и областными городами региона, а всего через несколько лет селение стало занимать в этом отношении первое место.

Наибольшее значение имела в Армавире постоянная оптовая торговля. В 1913г. здесь насчитывалось 740 различных магазинов и лавок. В начале XX в. некоторые очевидцы с изумлением отмечали, что магазины селения "нисколько не уступают магазинам Москвы и С-Петербурга". В мануфактурном магазине братьев Тарасовых работали около 100 служащих и приказчиков, на оптовом товарном складе действовал грузовой лифт, а годовой денежный оборот этой фирмы составлял 8-9 млн. руб. Торгово-Промышленное товарищество "Е. Н. Баронов и А. В. Попов" имело отделы железно-скобяных, лесных, строительных, электротехнических, бакалейно-гастрономических товаров, продавало масляные краски, разнообразное заводское оборудование и сельскохозяйственную технику. По двору этой фирмы, от складов к Николаевскому проспекту, был проложен узкоколейный рельсовый путь для транспортировки крупногабаритных товаров. Денежный оборот товарищества в 1913 г. составил около 3 млн. руб. Оптово-розничный бакалейно-гастрономический магазин и склад торгового дома "П. Г. Каспаров и К0" помещался в большом собственном 3-х этажном здании с огромными зеркальными окнами-витринами и обширными подвалами. Отсюда оптовые партии бакалеи отправлялись во все уголки Северного Кавказа. Годовой оборот этого магазина в 1910-е гг. доходил до 2,5 млн. руб. Таких фирм в селении действовало несколько десятков. Их масштабы особенно выразительны при сопоставлении с соответствующими показателями других центров Северного Кавказа. Так, годовые торговые обороты всего губернского города Ставрополя (в 1914 г.) составляли 5,1 млн. руб., областного Владикавказа (в 1913 г.) — 3,9 млн. руб., Майкопа (в 1914 г.) -1,8 млн. руб.

Для окрестных сельскохозяйственных районов Армавир служил важным центром ярмарочной и базарной торговли.

В начале XX в. местные ярмарки: Пафнутьевская (с 1 по 10 мая) и Симоновская (с 15 по 25 августа) в Кубанской области относились к числу крупнейших.229 Главными предметами продажи здесь были лошади и крупный рогатый скот. Ярмарки проводились два раза в год на юго-восточной окраине селения, а местом постоянной торговли скотом служила Скотопригонная (Конная) площадь. Продажа разнообразных лесных материалов велась в Армавире на обширной Лесной (Александровской) площади. В народе эту огромную пустошь называли также площадью Труда, поскольку в страдную пору здесь собирались толпы крестьян, нанимавшихся на работу богатыми местными землевладельцами. Это была своеобразная биржа труда под открытым небом. Продажу зерна окрестные сельчане производили на Хлебной площади, где находился целый ряд ссыпок и амбаров армавирских торговцев.

Главный продовольственный рынок (Старый базар) с 1887 г. располагался в самом центре селения на Базарной площади, между упраздненными армянским и русским кладбищами и Владикавказской железной дорогой. Армавирцы покупали здесь разнообразные "съестные припасы": хлеб, муку, рыбу, мясо, овощи, фрукты, зелень, молочные, бакалейно-гастрономические и другие продукты. Примыкавшие к Старому базару улицы были тесно застроены торговыми рядами, где велась продажа товаров на любой вкус. В начале XX в. на Сенной площади появляется Новый рынок (Сенной базар), на котором помимо продуктов шла бойкая торговля кормом для лошадей и скота.

В рассматриваемый период в Армавире формируется разветвленная сеть кредитно-финансовых учреждений. В 1913 г. в селении оперировали отделения Государственного, Волжско-Камского, Азовско-Донского, Русского торгово-промышленного, Русского для внешней торговли и Русско-Азиатского банков, Северо-Кавказский коммерческий банк (главная контора в Армавире), агентства Донского и Харьковского земельных банков и 4-ре банка местных Обществ взаимного кредита (1-го; 2-го; Коммерческого и Сельскохозяйственного), а также Уездное казначейство и Кредитное товарищество. В 1910 г. оборот только 10 армавирских кредитных учреждений достиг 500 млн. руб. Банки субсидировали развитие местной промышленности и торговли, финансировали строительство железных дорог, а также активно занимались экспортом из региона сельхозпродукции.

Это приводит к разорению многих армавирских хлебных торговцев, не выдерживавших конкуренции с крупными кредитно-финансовыми учреждениями, которые целенаправленно сбивали цены на зерно. В 1913 г. частные экспортеры армавирского района направили министрам Торговли и Промышленности, Финансов и Путей сообщения жалобу, в которой, в частности, говорилось: "управление Туапсинской дороги, имея неразрывную связь с открытым в Армавире Северо-Кавказским банком, предоставляет вагоны под погрузку хлебных грузов исключительно означенному банку, занимающемуся хлебным экспортом. Остальным хлебопромышленникам подача вагонов под нагрузку воспрещена, несмотря на то, что грузы в громадном количестве вывезены к станциям железной дороги, где и хранятся под открытым небом". Обещания властей защитить интересы торговцев действенного результата не имели, и описанная ситуация сохранялась вплоть до революции 1917 г.

3 августа 1910 г. для упорядочения внешней и внутренней торговли в Армавире была торжественно открыта Товарная биржа.

О масштабах этого учреждения свидетельствует тот факт, что к 1 января 1911 г. в члены Биржевого комитета записались 188 крупнейших местных фирм, торговцев и промышленников. В то же время в состав комитета открытой на год раньше Екатеринодарской биржи вошли 114 частных и юридических лиц. В конце XIX — начале XX в. биржи являлись атрибутами, прежде всего, городов. К 1913 г. из 93 российских бирж Армавирская была единственной сельской биржей смешанного характера. В селе же Балаково и в Покровской слободе (Самарская губ.) действовали специализированные хлебные биржи.

В ведении Армавирской биржи находились, в основном, вопросы, связанные с экспортом масличных и зерновых продуктов. Благодаря своей деятельности в области хлебной торговли, местный Биржевой комитет получает всероссийскую известность. В феврале 1913 г. в газете "Хлебное дело" отмечалось, что в России "биржевые комитеты г. Николаева, Армавира, Екатеринодара и Новороссийска, по своей деятельности и работам в пользу отечественной хлеботорговли, занимают первое место".

По данным инспектировавшего Армавир главы Екатеринодарской казенной палаты А. Михайлова, в начале 1912 г. в селении насчитывалось 1200 торгово-промышленных предприятий, в том числе: 38 торговых товариществ, 25 торговых домов, 14 страховых обществ и 14 акционерных компаний. В 1899 г. общий оборот торгово-промышленных предприятий Армавира составил 18,4 млн. руб.,239 а в 1911 г., по сведениям А. Михайлова, "далеко превысил" 50 млн. руб. По данным же Армавирского биржевого комитета, торговый оборот селения в это время достигал 150 млн. руб., соответствуя сумме оборотов семи средних губернских городов России. В том же 1911 г. торгово-промышленный оборот областного города Екатеринодара достигал 41 млн. руб., Ставрополя — 32 млн. руб., а Владикавказа -11 млн. руб. В 1914 г. по величине торговых оборотов в Кубанской области особенно выделялись 3 города: Екатеринодар — 49,1 млн. руб., Ейск — 11,8 млн. руб. и Темрюк — 9,9 млн. руб., а также 3 отдела: Лабинский — 104,1 млн. руб., Таманский -13,9 млн. руб. и Кавказский — 11,5 млн. руб. Доминирующее положение Лабинского отдела объясняется тем, что большая часть его оборотов приходилась на расположенный здесь Армавир. В годы Первой мировой войны, из-за экономического кризиса, торговля многократно сокращается, однако, как и прежде, по размерам оборотов Армавир занимал на Северном Кавказе первое место. По этому показателю в 1915 г. крупнейшие торговые центры региона располагались в следующем порядке: Армавир -40 млн. руб., Грозный-12,6 млн. руб., Екатеринодар- 11,9 млн.руб., Пятигорск — 9,4 млн. руб., Ейск — 7,3 млн. руб., Владикавказ -7 млн. руб., Темрюк — 6,3 млн. руб., Ставрополь (в 1914 г.) -5,1 млн. руб. и т.д.

К сожалению, у меня нет данных о денежных оборотах важнейшего экспортного города-порта Новороссийска, поскольку в статистической литературе публиковались, в основном, лишь сведения о количестве отправляемых и получаемых им грузов. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что, если в начале XX в. Новороссийск являлся крупнейшим экспортным центром Северного Кавказа, то Армавир уверенно занимал первое место в регионе по развитию внутренней торговли. Этот факт был зафиксирован в местных и центральных официальных статистических изданиях. Так, в объемном сборнике "Города России в 1910 г.", составленном Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел, селение Армавир характеризуется как "главный торговый пункт Северного Кавказа". В выпускавшихся Кубанским областным статистическим комитетом "Кубанских календарях", начиная с 1912 г., Армавир называется "центральным местом торговли и промышленности Северного Кавказа". Местный Биржевой комитет, выполнявший функции главного статистического органа селения, в 1911 г. сообщал, что "Армавир самый крупный центр торговли и промышленности Северного Кавказа, делающий ежегодно оборота более ста миллионов рублей". Позднее (в 1916 г.) этого же мнения придерживалась и Армавирская городская управа. В целом, следует отметить, что, занимая в начале XX в. доминирующее положение в регионе по масштабам торговли, по развитию промышленности Армавир уступал первенство областному городу Екатеринодару.

Промышленный потенциал Армавира формируется, в основном, в 1890-е гг., что по времени совпадает с периодом общероссийского промышленного подъема. Уже к концу XIX в. селение превращается в один из крупнейших промышленных центров всего Северного Кавказа, уступая только городам Екатеринодару и Новороссийску. Так, по данным за 1900 г., сумма производительности предприятий Екатеринодара составила 8012 тыс. руб., Новороссийска — 4093 тыс. руб. и Армавира -2975 тыс. руб. У остальных пунктов региона эти показатели были значительно ниже: ст. Невинномысская — 1980 тыс. руб., Владикавказ — 1850 тыс. руб., ст. Лабинская — 704 тыс. руб., Майкоп — 637 тыс. руб., Ставрополь — 444 тыс. руб. и т.д. В общей сумме производительности фабрик и заводов степного Предкавказья (21 657 тыс. руб.) доля Армавира составляла- 13,7%, а по отношению к производству всего Северного Кавказа (30 922 тыс. руб.) — 9,6%.

В начале XX в. параллельно с развитием торговли в Армавире происходит быстрый рост промышленности. В это время селение становится вторым после Екатеринодара промышленным центром Северного Кавказа. В 1904 г. сумма производительности предприятий Екатеринодара достигла 8,6 млн. руб., Армавира -

3.1 млн. руб., ст. Лабинской — 2,2 млн. руб., Новороссийска -1,8 млн. руб., Владикавказа — 1,3 млн. руб. и Ставрополя - 1.2 млн. руб. В 1911 г. по этому же показателю крупнейшие центры степного Предкавказья располагались в следующем порядке: Екатеринодар (сумма производства — 13,2 млн. руб.), Армавир (6,3 млн. руб.), Новороссийск (5,8 млн. руб.) и Ставрополь (3,6 млн. руб.).

Перед преобразованием Армавира в город годовая производительность фабрик и заводов селения, по моим приблизительным подсчетам, основанным на анализе различных документальных источников, составляла около 11-12 млн. руб. (см. Приложение 9), в то время как в Екатеринодаре (в 1913 г.) — 15,8 млн. руб., а в каждом из остальных губернских и областных городов Северного Кавказа этот показатель не превышал 10 млн. руб.

В этот период в селении действовали 11 паровых маслобойных, 18 кирпичных (с мелкими — свыше 40), 4 чугунолитейных, 4 гвоздильных, 3 поташных, 3 пивоваренных, 9 бондарных, 1 свечной и 2 стекольных завода, 4 паровых и несколько водяных мельниц, 4 ватных, табачная и конфетная фабрики, электростанция, 8 типографий, бойня, а также кожевенные, мыловаренные, кишечные, колбасные, экипажные, химические, мебельные и другие предприятия — всего около 70 фабрик и заводов и множество различных мастерских (см. Приложение 9; 17).

После начала Первой мировой войны промышленность Северного Кавказа переживает спад. Причинами его стали: разрыв хозяйственных связей, закрытие зарубежных экспортно-импортных рынков, падение спроса на товары ряда отраслей, перебои в снабжении сырьем и топливом, расстройство железнодорожного транспорта, мобилизация части рабочих в армию, объявление "сухого закона" и т.п. В 1915 г. сумма производства предприятий Армавира составила всего 5 045 938 руб.

К 1916 г., благодаря усилению милитаризации и государственного регулирования экономики, промышленность региона вновь вступает в фазу подъема. Резко возрастает производительность предприятий, работавших по заказам Военно-промышленных комитетов на нужды обороны страны.

Особенно быстро увеличивают свои мощности предприятия металлообрабатывающей, химической и пищевой отраслей. Развитие промышленности в важнейших центрах Кубанской области, по данным за 1916 г., характеризуется в следующей таблице:

 

Города Число фабрик и заводов Сумма годовой производительности (тыс. руб.)     Кол-во рабочих

Е катеринодар         115    20 892         5750

Армавир        43      15 905         1951

Майкоп 188    1886  1049

Ейск     79      242    192

Всего в области       7165  65 949         —

 

В итоге можно сделать вывод о том, что в начале XX в. Армавир становится одним из крупнейших промышленных центров всего Северного Кавказа, занимая в этом отношении второе место после областного города Екатеринодара.

Главной отраслью промышленности дореволюционного Армавира являлось производство подсолнечного масла. Вплоть до начала 1890-х гг. в Кубанской области были распространены только примитивные мелкотоварные маслобойни кустарного типа. Здесь преобладал ручной труд. Для приведения механизмов в действие применялась энергия воды, ветра и сила животных. Работали в таких заведениях чаще всего сами хозяева, иногда нанимая 1-2 человек. Обычно владельцы маслобоен не теряли связи с земледелием, самостоятельно обеспечивая свое производство сельхозсырьем. Продукция этих предприятий поступала только на местный рынок.

Наряду с мелкотоварными заведениями на Кубани существовали также маслобойни мануфактурного типа. На них были заняты уже только наемные рабочие, а владельцы, не участвуя в процессах производства, превращались в типичных капиталистов. Масло изготавливалось здесь из сырья заказчика. Однако эти маслобойни также являлись весьма небольшими предприятиями. Например, одним из "крупных" производств данного типа в Кубанской области считался завод есаула А. Захарова в станице Лабинской, выпускавший около 1000 пуд. масла в год.

Особенностью Армавира являлось то, что здесь развитие маслобойной промышленности происходило, видимо, минуя мелкотоварную и мануфактурную стадии. При статистических обследованиях такие заведения в селении зафиксированы не были. Здесь сразу же стали возникать большие предприятия сугубо капиталистического типа, которыми в то время считались производства, выпускавшие не менее 100 пуд. масла в сутки. В 1892 г. Я. Попов открывает в Армавире первый в Кубанской области крупный паровой маслобойный завод. Его производительность составляла от 500 до 600 пуд. масла в сутки. В 1894 г. завод Я. Попова приобретают братья И. и А. Аведовы, которые значительно перестроили и расширили предприятие. Этот завод располагался у самого полотна Владикавказской железной дороги, что существенно упрощало подвоз сырья и отгрузку готовой продукции. По местным меркам, завод Аведовых являлся весьма крупным предприятием. В начале XX в. здесь трудились 70-80 чел., а сумма годового производства завода превышала 700 тыс. руб. Маслобойня была оснащена паровым двигателем мощностью в 58 л/с.260 В 1910-е гг. суточное производство этого предприятия составляло один вагон подсолнечного масла и около 1000 пуд. жмыхов (макухи).

Предпринимательская деятельность братьев И. и А. Аведовых была весьма обширной. В 1899 г. в г. Екатеринодаре они построили большой маслобойный завод, где трудилось свыше 400 рабочих и выпускалось около 2500 пудов масла в сутки. Это предприятие стало одним из крупнейших в России.

В 1892 г., одновременно с Я. Поповым, свой маслобойный завод в Армавире открывают братья И. и Г. Бабаевы. В начале XX в. по величине и производственной мощности это предприятие являлось самым большим в селении. По данным за 1909 г., здесь трудились 200 человек. Завод был оборудован паровым двигателем мощностью 200 л/с и 18-ю гидравлическими прессами, которые ежедневно вырабатывали 4 вагона подсолнечного масла и 8 вагонов жмыхов (макухи). Сумма годовой производительности предприятия Бабаевых составляла 2 208 418 руб.

В 1895 г. в Армавире возникает еще один крупный паровой маслобойный завод, принадлежавший братьям П. и Д. Унановым. В 1913 г. здесь работали 120 чел., предприятие было оснащено паровыми двигателями и 12-ю гидравлическими прессами. Сумма годовой производительности завода достигала 2 млн. руб.

В 1901 г. рядом с предприятиями братьев Бабаевых и Унановых в селении был основан маслобойный завод П. Д. Спари. По опубликованным в 1909 г. статистическим сведениям, здесь насчитывалось 80 чел. рабочих. На маслобойне действовал паровой двигатель мощностью 120 л/с и ежегодно выпускалось растительного масла и жмыхов на сумму около 2 млн. руб. От остальных предприятий завод П. Д. Спари отличался наличием собственного 6-ти этажного элеватора, возведенного для складирования семян подсолнечника.

В 1913 г. в селении имелось уже не менее 11 маслобойных заводов. Все они являлись предприятиями капиталистического типа, реализовывавшими свою продукцию за пределами Кубанской области. 10 маслобоен были оснащены паровыми двигателями, а 1 — нефтяным. По свидетельству современников, маслобойные заводы Армавира отличались "вполне законченным техническим устройством, всеми новоусовершенствованными аппаратами и машинами".

В 1913 г. крупнейшие торговые дома и маслобойные заводы Кубани, в том числе предприятия братьев Аведовых, братьев Бабаевых и братьев Унановых, вошли в состав Акционерного общества южных маслобойных и химических заводов "Саломас" с основным капиталом в 5 млн. руб. Свое название это объединение получило в честь одноименной исторической области Персии, откуда в конце XIX в. переселились в Россию Аведовы, Бабаевы и Унановы. Правление акционерного общества находилось в Ростове-на-Дону, там же, где размещалась главная контора торгового дома братьев П. и Д. Унановых. Помимо маслобойных предприятий, обществу "Саломас" в Армавире принадлежали поташный и бондарный заводы.

Акционерное общество быстро богатело. К сентябрю 1917 г. его основной капитал вырос до 20 млн. руб. Монопольные цены, установленные "Саломасом" на кубанском рынке, приносили хозяевам заводов огромные прибыли. В 1916г. общество выплачивало на каждую сторублевую акцию 70 руб. дивиденда. Армавирцы братья И. и Г. Бабаевы сосредоточили в своих руках 3620 акций "Саломаса" и превратились в одних из крупнейших акционеров общества. Уже к 1914 г. на долю "Саломаса" приходилось до 20% всего общероссийского производства подсолнечного масла, в чем была немалая заслуга и армавирских предприятий.

В течение года, с ноября 1912-го по ноябрь 1913 г., из селения по Владикавказской железной дороге было отправлено 3125 вагонов подсолнечного масла. Из числа заводовладельцев больше всех экспортировали масла братья Бабаевы — 527 вагонов, за ними шли: братья Унановы — 324 ваг., Д. С. Шокин (арендатор бывшего завода П. Д. Спари) — 249 ваг., П. И. Калогереси — 218 ваг, И. Ломагин — 217 ваг., О. Лажанский — 214 ваг, К. Агаханов и А. Саркисьянц (арендаторы завода братьев Аведовых) — 207 ваг. и К. Дерим-Оглы -109 ваг. Продукцию остальных предприятий реализовывали местные перекупщики: Наумов (360 ваг.), Захаров (273 ваг.), Тихонов (187 ваг.) и Мерхалев (88 ваг.). Основными рынками сбыта масла армавирских заводов являлись Москва, Лодзь и Варшава, а также более близкие районы юга России и Закавказья. Весь получаемый на местных предприятиях жмых экспортировался за границу (прежде всего, в Германию), где из него путем экстракции извлекали остатки масла и, кроме того, использовали в качестве корма для скота. Основная масса макухи закупалась в Армавире петербургским акционерным обществом "Ратнер и К0", а также французской комиссионной фирмой "Луи Дрейфус и К0" и датской "Томас Шютте". По отправкам жмыха селение занимало на Кубани первое место. Так, в 1912 г. из пределов области по железной дороге было вывезено 7590 тыс. пуд. подсолнечных выжимок, и в том числе со станции Армавир — 3295 тыс. пуд. или 43,4%. Остававшаяся после обрушивания семян подсолнечная лузга использовалась в качестве топлива в парокотельных заводов, что свидетельствует о первых попытках рационализации маслобойного производства.

В начале XX в. армавирские заводы являлись главным потребителем кубанского подсолнечника, посевы которого с каждым годом расширялись.

В 1915 г. надзиратель за казенными землями и оброчными статьями Кубанской области сообщал: "развитие маслобойного дела, центром которого является Армавир, вызвало в Кубанской области... усиленное производство подсолнуха, отправляемого почти полностью в Армавир на потребности местных заводов".

В начале 1910-х гг. на предприятиях селения ежесуточно производилось около 12 вагонов масла, что составляло около 2 млн. пудов в год. Почти вся эта продукция отправлялась из Армавира по железной дороге на экспорт.

Благодаря реконструкции и модернизации ряда заводов, перед Первой мировой Войной селение Армавир превращается в крупнейший центр маслобойного производства всего Северного Кавказа. Вторым важнейшим промышленным пунктом данной отрасли являлся областной город Екатеринодар. Наглядное представление о роли этих центров в развитии маслобойного производства дает следующая таблица:

 

Таким образом, удельный вес Армавира в маслобойном

Производстве Кубанской области в отмеченный период неуклонно возрастает. Значение Армавира как центра маслодельной

промышленности сохраняется и в годы Первой мировой войны. В 1917 г. ученый агроном А. П. Протопопов произвел подробное статистическое обследование маслобойных заводов Кубанской области. По своему промышленному потенциалу Армавир занимал в данной отрасли лидирующее положение. Так, по величине ежесуточного выпуска масла крупнейшие пункты маслобойного производства Кубани располагались в следующем порядке: Армавир (6652 пуд.), Екатеринодар (4895 пуд.), Лабинская(2748 пуд.), Усть-Лабинская (2106 пуд.) и Майкоп (1187 пуд.). Производственная мощность заводов характеризовалась также оснащенностью маслобойными прессами, по количеству которых Армавир занимал первое место в области. По данным за 1917 г., на предприятиях Армавира действовало 55 гидравлических прессов, в то время как на маслобойнях Екатеринодара -45 гидравлических и 4 ручных пресса, в Лабинской — 29 гидр. прессов, в Усть-Лабинской — 22 гидр, пресса и в Майкопе — 14 гидр. прессов. По неизвестным причинам в материалы обследования 1917 г. не вошли сведения по двум крупным армавирским маслобойным заводам: акционерного общества "Саломас" (бывш. братьев Аведовых) и И. А. Аведова (бывш. О. И. Лажанского).

С маслобойным производством было тесно связано развитие на Кубани поташной промышленности. Поташ (углекислый калий) получался из золы стеблей и корзинок подсолнуха и являлся важным сырьем в мыловаренном и стекольном производствах, при изготовлении красок, фотографии и т.п. Накануне 1-й мировой войны по выпуску поташа Кубанская область занимала первое место в России. В 1910-1912 гг. выработка поташа составляла на Кубани около 80% от его общероссийского производства. В этот период Армавир являлся крупнейшим центром поташной промышленности области. Ежегодно из селения экспортировалось свыше 40% всего кубанского поташа. Второе место по данному показателю занимала ст. Усть-Лабинская. О масштабах вывоза из этих центров поташа можно судить по следующей таблице:

 

Годы    Вывезено по железной дороге из Кубанской области поташа                               

  Всего по области (тыс. пуд).     В том числе из Армавира          В том числе из ст. Усть-Лабинской  

            Всего (тыс. пуд).   В%к экспорту обл.         Всего (тыс. пуд).   В%к экспорту обл.

1911    844,4 403,7 47,8   305,8 36,2

1912    1010  401,2 39,7   347,3 34,4

1913    946,6 392,8 41,5   235,9 24,9

1914    596,7 248,2 "        41,6   193,7 32,5

            ¦                          

  Вывезено по железной дороге из Кубанской области подсолнечного масла                             

Годы    Всего по области (пуд). в том числе из Армавира  В том числе из      Екатеринодара

            ВС^О (Пуд).          В%к экспорту обл.         Всего (пуд). В%к экспорту обл.

1912    4 671 327    2112615      45,2   1 180 371    25,3

1913    4 744 685    2215666      46,7   1 004 690    21,2

1914    4 410 004    2 523 277    57,2   706 162       16

170

 

Перед Первой мировой войной в селении действовало 3 поташных завода: Акционерного общества кавказских химических заводов, С. Т. Шокина и братьев Бабаевых. Самым большим являлось оборудованное паровыми двигателями предприятие Бабаевых, производительность которого составляла от 800 до 1000 пуд. углекислого калия в сутки. Позднее этот завод вошел в состав акционерного общества "Саломас" и после проведенной в 1915 г. реконструкции здесь выпускалось около 20% всего кубанского поташа. По данным обследования А. П. Протопопова, крупнейшими поташными заводами в области являлись: армавирский общества "Саломас" (суточная производительность около 1000 пуд. углекислого калия); Усть-Лабинский общества Кавказских химических заводов (производительность — 600 пуд.) и Архангельский того же общества (производительность — 500 пуд.).

В годы Первой мировой войны на базе маслобойной промышленности в Армавире налаживается производство "растительного сала" или "маслорода". Этот продукт называвшийся также "салолином" или "саломасом" представлял из себя белый твердый технический жир, получаемый из растительного масла путем обогащения его водородом (гидрогенизации). Искусственное сало являлось важным сырьем в свечном и мыловаренном производствах. Спрос на него резко возрос после начала войны, в связи с прекращением поставок в Россию животных жиров из Австралии.

В Армавире большой "Химический завод искусственного сала "Маслород" был открыт 9 ноября 1915 г. И. А. Аведовым, который к тому времени вышел из состава акционерного общества "Саломас". Это предприятие, рассчитанное на ежесуточный выпуск до 5 тыс. пуд. растительного сала, оценивалось не менее, чем в 1,3 млн.руб. Кроме Армавира, в степном Предкавказье такой же завод имелся только в Екатеринодаре с производительностью 3000 пуд. искусственного сала в сутки. Уже к 15 апреля 1916 г. предприятием И. А. Аведова было продано 694 тыс. пуд. маслорода на 9,2 млн. руб. Численность рабочих завода составляла в это время 358 чел.

В начале 1917 г. в Армавире при заводе "Маслород" И. А. Аведов открывает новое большое предприятие "для изготовления из искусственного сала и растительного масла различных сортов мыла". Завод был оборудован 2 электродвигателями мощностью по 4 л/с и 8-сильным локомобилем. Здесь выпускалось 12 тыс. пуд. мыла в месяц. На варке мыла и в небольшой бочарной мастерской было занято до 60 чел. рабочих. Химический и мыловаренный заводы И. А. Аведова были оборудованы по последнему слову техники того времени. От станции Армавир-Туапсинский к предприятиям была проведена железнодорожная ветка.

В дореволюционный период основной тарой для транспортировки подсолнечного масла служили деревянные бочки, что стимулировало развитие в регионе бондарного производства. 27 июня 1908 г. был утвержден устав Армавирского акционерного общества бочарного производства с основным капиталом 125 тыс. руб. В селении этому обществу принадлежал большой паровой бондарный завод, где изготавливались чинаровые, осиновые и дубовые бочки различной емкости. В 1913 г. здесь трудилось 70 чел., а сумма годового производства предприятия составляла 91 тыс. руб. Впоследствии этот завод перешел в собственность акционерного общества "Саломас". В Армавире также действовало множество мелких бондарных мастерских.

Для железнодорожных перевозок масла использовались бочки из чинарового дерева, грузившиеся в обыкновенные крытые товарные вагоны. Тара из этого пористого материала плохо подходила для хранения жидких продуктов, и бочки, особенно в жаркое время, давали значительную утечку масла. Для уменьшения потери продукта внутренняя поверхность чинаровых бочек покрывалась вассерглассом (жидким стеклом), а за отсутствием последнего, чистым столярным клеем. Помимо этого, бочки оборачивали соломой и обшивали рогожей, которую часто и обильно поливали водой.

После начала Первой мировой войны перевозки гражданских грузов по железным дорогам оказались затруднены. На станциях образовались большие залежи предназначенных к отправке товаров. Из-за утечек хранившегося в деревянной таре масла местные торговцы несли значительные убытки. В начале 1916 г. петроградская фирма "Ратнер и К°" приобрела несколько нефтяных железнодорожных цистерн, которые после тщательной очистки стали использоваться для отправки из Армавира на внутренние рынки страны подсолнечного масла. Товары, перевозившиеся в подвижном составе, принадлежавшем грузовладельцам, на очередь не записывались. Так впервые было положено начало транспортировке растительных масел в металлических железнодорожных цистернах.

Важной отраслью местной промышленности являлось также мукомольное производство. В 1913 г. в селении действовало 4 паровых и несколько моторных и водяных мельниц. Крупнейшими из них были предприятия И. А. Шеховцова и Я. О. Ходякова. Ежесуточно они перерабатывали по 2 тыс. пуд. зерна. На паровой мельнице Я. О. Ходякова выпускалось 11 сортов муки, экспортировавшейся в центральную Россию, Петербург, Ригу, Варшаву, Закавказье и Среднюю Азию. На вальцовой мельнице И. А. Шеховцова ежегодно вырабатывалось: муки крупчатки 350 тыс. пуд., ржаной — 45 тыс. пуд., ячменной — 50 тыс. пуд. и отрубей — 120 тыс. пуд. на сумму около 1 млн. руб. По данным за 1916 г., ежесуточная производительность крупнейших мукомольных предприятий Армавира составляла: мельницы Я. О. Ходякова — 3000 пуд., Товарищества Шеховцовых -1500 пуд., наследников Б. М. Каспарова — 800 пуд. и Мануйлова и Сычева — 700-800 пуд.

Впрочем, по развитию мукомольной промышленности Армавир существенно уступал таким центрам степного Предкавказья как Екатеринодар и Ставрополь. Так, в 1915 г. официальная статистика зафиксировала в Армавире всего 2 паровые мельницы с годовой производительностью в 1,5 млн. руб. В то же время в Екатеринодаре действовало 16 таких мельниц с годовой выработкой продукции на 4,8 млн. руб. Производительность мукомольных предприятий г. Ставрополя (в 1914 г.) составляла 4,5 млн. руб.

В пищевой промышленности Армавира заметное место занимали пивоваренное и табачное производства. В начале XX в. в селении действовали 3 пивоваренных завода, выпускавшие разнообразные сорта пива ("Портер", "Пель-Эль", "Царское", "Кабинетное", "Экспорт", "Пильзенское", "Черное", "Мартовское", "Баварское" и др.), а также фруктовые и ягодные прохладительные напитки. К 1910 г. годовая производительность самого большого завода И. В. Зубарева "Кавказская Бавария" составляла 71 тыс. ведер пива; завода Г. Б. Челидзе "Новая Бавария" — 65 тыс. ведер и завода И. И. Гржибы "Гамбринус" — 50 тыс. ведер. Армавирские пивоваренные предприятия разливали свою продукцию в собственные фирменные бутылки, которые заказывались на стекольном заводе В. К. Вильде, Г. Б. Челидзе и К0.

В 1881 г. в Армавире была основана табачная фабрика, принадлежавшая торговому дому "К. Муратчаев и Х. Назаров". Вначале 1890-х гг. здесь ежегодно выпускалось 11 млн. штук папирос и 5500 пуд. курительного табака трех сортов на сумму 89 тыс. руб. Продукция фабрики отправлялась на курорты Кавминвод и в Закавказье. В начале XX в. армавирская табачная фабрика становится крупнейшей в степном Предкавказье. К 1909 г. на этом предприятии работали 187 чел. и производилось табаку и папирос на 460 тыс. руб. в год. Фабрика К. Муратчаева и Х. Назарова имела склады в Армавире и Екатеринодаре и представительства во Владикавказе, Одессе и Ставрополе. Несмотря на конкуренцию крупных столичных и ростовских табачных предприятий, армавирская фабрика развивалась весьма успешно, за счет работы на местном сырье и использования дешевого наемного труда женщин, детей и подростков.

В конце XIX — начале XX в. Армавир являлся центром ватного производства степного Предкавказья. В 1913 г. в селении действовали 4 ватных фабрики, перерабатывавшие привозной персидский и среднеазиатский хлопок. По своей производительности и размерам особенно выделялась фабрика, принадлежавшая товариществу мануфактур братьев Тарасовых. Она размещалась в самом центре селения, в нескольких капитальных 4-х этажных корпусах. Предприятие было оснащено одним паровым и двумя нефтяными двигателями мощностью 137 л/с. По данным за 1911 г., годовая производительность 2 ватных фабрик Армавира составляла 600 тыс. руб.

Большое развитие в Армавире получило производство строительных материалов. В начале 1910-х гг. в селении работали 7 больших и около 40 средних и мелких кирпичных заводов, выпускавших ежегодно до 70 млн. штук кирпича, а также разнообразную черепицу.

Одним из крупных предприятий Армавира в начале XX в. являлся стекольный завод В. К. Вильде, Г. Б. Челидзе и К0. В 1913 г. здесь насчитывалось 145 чел. рабочих, и изготавливались разнообразные бутылки и банки на сумму 180 тыс. руб. в год.297 Помимо этого предприятия, в селении действовал также небольшой стекольный завод А. И. Оганова.

Металлообрабатывающая промышленность была представлена в Армавире несколькими чугунолитейными и гвоздильными заводами. В основном, они специализировались на ремонте сельскохозяйственной техники и изготовлении оборудования мукомольных мельниц и маслобоен. Еще в 1877 г. немцы-колонисты фирмы "Гаммер и Шмидт" построили в селении у полотна железной дороги небольшой чугунолитейный завод, ставший фактически первым в Кубанской области металлообрабатывающим предприятием. Здесь были установлены два горна, два токарных станка и вагранка. Рабочих на заводе "Гаммера и Шмидта" насчитывалось 15 чел.

Впоследствии это предприятие поменяло несколько владельцев, ас 1901 г. оказалось в собственности М. И. Мисожникова, который существенно расширил и реконструировал производство. В 1910 г. было образовано Акционерное общество чугунолитейного и машиностроительного завода "М. И. Мисожников" с основным капиталом 600 тыс. руб. В 1913 г. на заводе работали около 100 чел., а сумма годового производства предприятия составляла 150 тыс. руб. Здесь изготавливалось художественное литье, оборудование мельниц, маслобоен, просорушек, кирпично-черепичных заводов, колодезных насосов, разнообразные железные конструкции и нефтяные двигатели мощностью от 3 до 120 л/с. Аналогичные изделия, а также водяные турбины системы Жонваля производились на чугунолитейном заводе братьев Осессек и Э. Конечного, который был основан в 1898 г. На небольшом чугунолитейном предприятии Н. Д. Шумилкина выпускались газовые двигатели мощностью от 3 до 60 л/с.

Большинство местных металлообрабатывающих предприятий осуществляли также ремонт сельскохозяйственной техники, в чем всегда нуждалось окрестное земледельческое население. Разнообразные железно-скобяные изделия, находившие широкий сбыт в регионе, производились на гвоздильных заводах Армавира. На самом крупном заводе — Кавказского товарищества гвоздильно-канатного производства в 1910-х гг., кроме разнокалиберных гвоздей, вырабатывалась проволока "светлая, обожженная, бронзированная, оцинкованная, луженая" и др., заклепки "колесные, спицевые, котельные, бондарные, для жатвенных машин и др.", шурупы, петли, шайбы, крючки, консервные ключи и прочие металлические изделия общим весом до 1000 пуд. в сутки.

В годы Первой мировой войны многие предприятия города переориентировали свое производство в соответствии с нуждами обороны страны. Особенно мощный стимул для развития в это время получает чугунолитейный и машиностроительный завод акционерного общества "Михаил Мисожников". По заказам Военно-Промышленного комитета здесь стали выпускать мины, гранаты, бомбометы, снаряды и другое оружие и боеприпасы для действующей армии. К концу 1916 г. численность рабочих на заводе выросла до 460 чел., было возведено несколько новых цехов. С середины 1915 г. до конца 1916 г. производительность предприятия увеличилась в 30 раз. Военные заказы выполняли и другие металлообрабатывающие, пищевые и химические заводы города.

В военный период в Армавире возникает ряд новых предприятий: химический и мыловаренный заводы И. А. Аведова (ныне территория Электротехнического завода), мыловаренный завод А. М. Галоянц (ул. Жукова № 177), глицериновый завод братьев Каспаровых (ул. Жукова № 169), заклепочно-проволочный завод К. Х. Бахчисарайцева (ул. Горького № 115), чугунолитейные мастерские при маслобойне И. Г. Ломагина (бывш. бр. Шокиных, ул. К. Либкнехта № 86), маслобойный завод О. С. Агабекова (ул. Калинина № 162-164), уксусный завод товарищества "Н. А. Федоров, Г. Б. Челидзе и Г. П. Кусикянц" (ул. Жукова № 145), кожевенный завод П. И. Воловодова (ул. П. Осипенко № 33), мыловаренный завод М. П. Кац (ул. Кропоткина № 119) и др.305 Накануне Октябрьской революции 1917 г. Армавир имел многообещающие перспективы дальнейшего промышленного развития. В стадии реализации находилось несколько проектов открытия в городе новых крупных предприятий, которые не были осуществлены из-за бурных политических событий и вспыхнувшей вскоре гражданской войны.

17 марта 1916 г. Армавирский сельский сход принял приговор об отводе Военному интендантству 10 десятин земли для постройки на них скотобоен, холодильника, а также кожевенного, альбуминового и утилизационного заводов. Стоимость строительства оценивалась в 1 млн. руб. Общество Армавир-Туапсинской железной дороги обязалось провести к этим бойням отдельную железнодорожную ветку. 25 августа того же года московский купец Ф. С. Бернгардт приобрел у армавирского сельского общества 10 десятин земли для сооружения здесь крупной паровой мукомольной мельницы и элеватора. В 1917 г. Армавирское волостное правление продало еще один обширный земельный участок в 20 десятин российско-американскому акционерному обществу "Рато". На этой территории общество проектировало устроить грандиозные бойни, холодильник и несколько утилизационных заводов. Производительность этого предприятия была рассчитана на ежесуточный убой 300-400 голов крупного рогатого скота и нескольких тысяч голов мелкого. Мясные продукты в замороженном виде предполагалось экспортировать морем через Туапсе за границу. В планах акционерного общества "Рато" было строительство в Армавире современной электростанции для снабжения энергией окрестных районов Кубанской области и, кроме того, предусматривалось проведение линии трамвая между городом и станицей Прочноокопской. К сожалению, эти проекты, как и многие другие инициативы, в силу известных обстоятельств, не были реализованы. Тем не менее, само их существование позволяет судить о путях дальнейшего развития Армавира, которое продолжалось даже в годы Первой мировой войны.

 

Выводы к главе. После строительства Владикавказской железной дороги и преобразования аула в село в развитии Армавира происходят кардинальные перемены. Резко трансформируется численность и структура местного населения. С каждым годом в селение растет приток иногородних, в основном русских, переселенцев, которые уже к концу XIX в. составили подавляющее большинство местных жителей. Благодаря расширившимся контактам с выходцами из России, заметно русифицируются коренные сельчане черкесо-гаи. Недавний аул горских армян утрачивает черты прежней замкнутости и патриархальности и превращается в быстрорастущее торгово-промышленное селение.

Основная специфика сельского периода истории Армавира заключается в его масштабном экономическом росте и развитии в селе, не имевшем юридического статуса города, урбанизационных процессов. В начале XX в. селение Армавир обретает внешний облик и наиболее характерные признаки среднего губернского города, сопоставимого с такими важными центрами степного Предкавказья, как Новороссийск, Екатеринодар и Ставрополь. В селении формируется типично городская среда и инфраструктура, совершенно не характерная в таком масштабе для других сельских пунктов региона.

Несмотря на то, что иногородние жители составляли подавляющее большинство населения Армавира, они были полностью отстранены от участия в местном самоуправлении, которое находилось исключительно в руках коренных сельчан черкесо-гаев. После преобразования Армавира в 1914 г. в город за коренными жителями сохраняются все поземельные права и прежнее сельское волостное устройство. Это нашло отражение в сосуществовании в одних и тех же территориальных границах города Армавира и одноименного селения. В этом проявилась исключительная специфика истории Армавира, отличавшая его от других городов степного Предкавказья.

Находясь на главной магистрали Владикавказской железной дороги, селение становится важным транспортным и товарно-распределительным центром региона. В конце XIX — начале XX в. по величине общего грузооборота Армавир входил в первую тройку крупнейших железнодорожных станций степного Предкавказья. Проведение от Армавира линий Армавир-Туапсинской железной дороги способствовало экономическому и хозяйственному освоению обширных районов Закубанья и Ставрополья.

В указанный период наибольшую известность Армавир получает как крупнейший центр внутренней торговли всего Северного Кавказа. Благодаря своим масштабным товарно-распределительным функциям, Армавир оказал значительное влияние на интеграцию региона в общероссийский и мировой рынок. После сооружения Владикавказской железной дороги Армавир становится важным промышленным пунктом. Наибольшее развитие в селе и городе получают предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, что стало отражением аграрной специализации экономики региона. В начале XX в. по объемам промышленного производства Армавир занимал на Северном Кавказе второе место, уступая только Екатеринодару.

Накопленный Армавиром экономический потенциал послужил основой развития города в советское время.

 

 

 

 

 


Комментарии:

Сообщение от: valinamex
Ведущая компания в России и странах СНГ по продаже авиабилетов «Airline» Крупнейшая международная компания по продаже А/В билетов срочно набирает сотрудников на постоянную основу для несложной работы через интернет, с ежедневными выплатами от 11 000 руб. Работая в нашей компании Вы получаете: - Соблюдение трудового кодекса - Полный соцпакет, оплачиваемый отпуск, больничный, санаторий. - Каждый наш сотрудник на дому гарантированно получает высокий доход. руб. в день. - Гарантированные стабильные выплаты заработанных денег. - Выплаты происходят ежедневно на банковские карты или электронные кошельки. Пройдите регистрацию у нас на сайте. > www.Airline-Rabota.tk < Без вложений, опыт и профессиональные навыки не требуются!

Сообщение от: qannamex
Ведущая компания в России и странах СНГ по продаже авиабилетов «Airline» Крупнейшая международная компания по продаже А/В билетов срочно набирает сотрудников на постоянную основу для несложной работы через интернет, с ежедневными выплатами до 11 000 руб. Работая в нашей компании Вы получаете: - Соблюдение трудового кодекса - Полный соцпакет, оплачиваемый отпуск, больничный, санаторий. - Каждый наш сотрудник на дому гарантированно получает высокий доход. руб. в день. - Гарантированные стабильные выплаты заработанных денег. - Выплаты происходят ежедневно на банковские карты или электронные кошельки. Пройдите регистрацию на нашем сайте. > www.Airline-Rabota.tk < Без вложений, опыт и профессиональные навыки не требуются!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Антиспам: От пяти отминусовать тpи (ответ цифрами)

Введите ответ (цифрой):