Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

Топонимы и географические названия окрестностей Армавира

Автор книги Аракелов Р.К., под редакцией С.Н.Ктиторова

к содержанию книги
 

Алашым иехыпIэ (Алашем иехыпэ), (адыг) – часть склона Ставропольского плато, против Армавира, между мостом через р. Кубань у спуска по ул. Дзержинского и до устья р. Уруп. Алашэ «мерин», и «его», ехы от хынх «спускаться», пIэ «место», т.е. «Место спуска мерина». Топоним не осмысливается с исторической точки зрения.

К правильному толкованию названия помогает приблизиться ногайская легенда. В старину, между Волжской дельтой и местом, где был основан Царицын, кочевал могущественный ногайский род Алаши, во главе которого стоял Мамай, сын Мусы. Править народом ему помогали младший брат Тохта и  племянник Орак. Мамай обманом захватил трон ханов Золотой Орды, потомков Чингиз-Хана в Крыму и из ставки на Волге стал распространять свою власть и на земли Северного Кавказа. Так, часть своего войска, стоявшего у устья р. Волги под начальством Борэ-хана, он послал через Черные земли в Чечню и здесь, на левом берегу р. Сунжи, перед ее впадением в р. Терек, основал большой аул Борехан-юрт. Позже здесь поселились чеченцы, и аул стал называться Брагунами. Другую часть своего войска, стоявшую у речки Сары-су под начальством Тохты и Орака, он послал на Кубань. Они прошли через Ставрополье и спустились со Ставропольского плато к Кубани против будущего Армавира. Это место было названо адыгами «Место спуска Алашэ». Младший брат Мамая – Тохта основал Тохтамышевский аул (ныне аул Халк) на р. Малый Зеленчук.

 

Апрошынэ (адыг.) – так черкесо-гаи называли станицу Прочноокопскую. Можно предположить, что это «очеркешенный» вариант русского слова прочный. Но есть большая вероятность, что в этом топониме заимствовано другое слово – апроши – подступы, покрытые земляными насыпями ровики, используемые для безопасного приближения к атакуемому фронту крепости. По договору 1783 г. с Турцией, р. Кубань была определена в качестве границы между Россией и Черкесией. В 1784 г. здесь были заложены две крепости – Прочный Окоп и Преградный Стан. Станица Прочноокопская, в которой поселилось до ста человек донских казаков, первоначально была основана на территории современного армавирского кирпичного завода № 2 и рабочего поселка. Однако систематически повторявшиеся разливы реки вынудили казаков переселиться на нынешнее место ст. Прочноокопской, на возвышенном правом берегу р. Кубани. Покинутая же территория постепенно заселялась пришлым населением из России, Болгарии и Закавказья. Здесь образовался поселок, названный Старой Станицей, который теперь является частью г. Армавира.

Примечание редактора: Станица Прочноокопская была основана в 1794 г., а на свое нынешнее место она переместилась в 1817 г. Поселок Старая Станица образовался в 1920-х гг. (Прочноокопская// Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. С.364-365.).

 

Ашшыджылга (ног.) – ныне исчезнувшее ногайское название хутора Горькая Балка, расположенного в 19 км. к северо-востоку от Армавира. Ашшы «горький», джылга «балка», т.е. «Горькая Балка».

 

Барныкъомэ я къутыр (адыг.) – хутор Бароновых, располагавшийся восточнее Армавира на правом берегу р. Уруп. В конце XIX – начале ХХ в. хутор принадлежал армавирскому купцу, черкесо-гаю Баронову Егору Никитовичу. Буквальный перевод топонима – «Бароновых, их хутор».

 

БгыгъокIыхь (Бгыгочах), (адыг.) – так адыги и черкесо-гаи называли склон Ставропольского плато. Бгы «возвышенность», гъо «желтый», кIыхь «длинный», т.е. «Длинная желтая возвышенность». С ранней весны плоскогорье покрывается изумрудной травой, которая затем темнеет и выгорает до начала периода осенних дождей. Летом плато имеет безрадостный желто-коричневый цвет и производит впечатление песчаного образования, оправдывая данное некогда скотоводами название.

 

Болэтокъом иаджал чIыпIэ (адыг.) – местность на высоком правом берегу р. Кубани, против впадения в нее р. Урупа. Буквальный перевод топонима – «Болотокова, его смертного часа место». Армавирцы считали, что здесь был убит темиргоевский князь Джембулат Болотоков, являвшийся воспитанником черкесо-гаев из рода Джагуповых.

Примечание редактора: Об обстоятельствах убийства в 1838 г. темиргоевского князя кубанский историк Ф.А.Щербина сообщает следующее: «князь Джембулат Болотоков был предательски убит из засады какими-то неизвестными убийцами в лесу по правую сторону Кубани, против впадения в нее р. Уруп. Убийство Болотокова случилось при обстоятельствах, заставлявших армавирцев предполагать, что оно совершено было не без участия генерала Засса, к которому в Прочноокоп ездил Болотоков, чтобы оправдаться от обвинений в неблагонадежности, возведенных на него лазутчиками. Когда, после трехдневного пребывания в Прочноокопской крепости, Болотоков проезжал по высокому правому берегу Кубани у леса, то скрывавшаяся здесь засада пустила в князя град пуль, одною из которых он и сражен был. Говорят, что Болотоков, умирая, назвал имя одного замечательного стрелка ногайца, который только и мог убить его на далеком расстоянии от леса и который служил у Засса. По другим рассказам, Джембулата Болотокова убили прочноокопские казаки, так как один из них, отличавшийся, впрочем, бахвальством, хвастался, что смерть черкесского князя была делом его рук». (Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо-гаев. Екатеринодар, 1916. С.11.).

 

Бэраузымэз (адыг.) – лес к востоку от Армавира, растущий на правом берегу р. Уруп, от устья до железнодорожного моста. Бэрэ «долго», «длительно», узы «болезнь», мэз «лес», т.е. «Длительно болеющий лес». Ныне от леса остался мелкий кустарник.

 

Бэяу мэз (адыг.) – пойменный лес на левом берегу р. Кубани, между Армавиром и поселком Хуторок. Бэяу «тихий», мэзы «лес», т.е. «Тихий лес».

 

Джасус (адыг.) – черкесский аул, располагавшийся к востоку от Армавира, за р. Уруп, на левом берегу р. Кубани. Буквальный перевод топонима – «Перебежчик», т.е. «Аул перебежчиков». Аул был основан во второй половине 1840-х гг. крепостными крестьянами из племени мамхетовцев, ушедшими от своих князей Богарсуковых и получившими свободу от крепостной зависимости на территории, занятой русскими войсками. При поселении аула ему было выделено 5175 дес. земли. В 1880-х гг. жители Джасуса были спровоцированы муллами и переселились в Турцию. После этого на месте бывшего аула образовалось русское село Вольное.

Примечание редактора: Известный советский кавказовед Л.И.Лавров писал об этом ауле: «Кажется, бесленеевским был и аул Вольный под Армавиром, основанный беглыми крепостными. Адыгейцы именовали его Джыасус – «Местопребывание беглецов». В конце XIX в. жители Вольного переселились в Турцию». (Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л., 1982. С.53.).

 

Ермэлыкъ гъогужъ (Ермелик гогуж), (адыг.) – старая дорога, пролегавшая между Армавиром и станицей Прочноокопской. Дорога проходила по левому берегу р. Кубани, от Армавира до моста в ст. Прочноокопскую. Ермэлыкъ «ярмарка», гъогу «дорога», жьы «старая», т.е. «Старая ярмарочная дорога». В станице Прочноокопской был устроен меновой пункт, который привлекал горцев к установлению добрососедских отношений с русскими поселенцами. Кроме того, два раза в год устраивались ярмарки, благодаря которым дорога получила свое название.

 

Кала Гирей (ног.) – укрепленный пункт, располагавшийся на левом берегу р. Кубани, северо-западнее Армавира, указанный на фрагменте карты Кавказского края 1847 г. Топоним переводится как «Крепость Гиреев». По бытовавшей легенде, здесь стояло укрепленное жилище ногайских мурз Каплановых. Позже, при поселении Прочноокопской крепости и станицы это место было оставлено. В дальнейшем, при распределении российским правительством надельных земель Каплановы-Нечевы получили участок вблизи их древнего местопребывания, где возник аул Капланова.

Примечание редактора: Если пункт Кала-Гирей указан на карте 1847 г., то он был оставлен не при поселении Прочноокопской крепости и станицы (т.е. в конце XVIII в.), а значительно позднее.

 

Кара-Джалка (от ног. – Кара-Джалга) – балка и одноименный разъезд на железнодорожной линии Армавир-Туапсе, в 8 км. к западу от Армавира. Черкесы называют балку – Къарэджэлэгъо. И в ногайском, и в черкесском языках кара, къарэ означает «черная», а джалга, джэлэгъо «балка», «овраг». Таким образом – Кара-Джалка – это «Черная балка».

 

Коък сув (ног.) – местность в 15-ти км. к северо-западу от Армавира, на левом берегу р. Кубань, где ныне находится поселок Хуторок. Коък «голубой», сув «вода», т.е. «Голубая вода». Имение Хуторок было основано в 1880-х гг. предпринимателем Р.Штейнгелем. В этом хозяйстве были развиты виноградарство, полеводство и скотоводство. Часть земли сдавалась в аренду крестьянам из центральной России. Позднее эти крестьяне основали хутор Ковалева, в просторечье – Ковалевка.

 

Кургоковский (от адыг. – Къургъокъуай) – остановочный пункт на железнодорожной магистрали Ростов-Баку, в 30 км. к юго-востоку от Армавира. Рядом, на левом берегу р. Кубани, расположен одноименный черкесский аул. Название аула происходит от фамилии бесленеевских дворян Къургъокъо. Этот антропоним имеет тюркское происхождение, где слово кургак означает «мрачный» или «сухой».

 

Къаныокъуэ (Коноково), (адыг.) – железнодорожная станция и одноименное село, расположенные в 17 км. к юго-востоку от Армавира. Этот топоним остался от некогда находившегося здесь аула бесленеевцев. Название аула было дано по фамилии его «владетеля». В период существования Тмутараканского княжества кабардинцы разделились на две группы: одна, возглавлявшаяся Идаром, ушла к Пятигорью и далее к Тереку, а другая, под предводительством Каноко, поселилась по Кубани и Урупу. Пять родов из группы Каноко объединились в союз, именовавшийся по крупнейшей фамилии Кургоко, от которой произошло название еще одного бесленеевского аула – Кургоковский (см.), расположенного восточнее села Коноково, на левом берегу р. Кубань.

Примечание редактора: В конце XIX в. Коноковский аул был переселен на правый берег р. Уруп, южнее Урупского аула, где он существует до наших дней.

 

Къарэджашъобгыкъу (Караджашобгико), (ног.-адыг.) – обрывистая балка, расположенная на Ставропольском плато, в нескольких километрах от станицы Прочноокопской. Къарэ «черная», «темная», джашъо «лысая», т.е. без растительности, бгыкъу «балка», т.е. «Черная (темная) лысая балка». Вдоль балки на плато вьется старинная дорога, ныне почти не используемая.

 

Къэплянэмэ я къутыр (ног.-рус.) – поселок, расположенный в 5-ти км. к северо-западу от Армавира, на левом берегу р. Кубани. Къэплянэмэ – фамилия «Каплановы», я «их», къутыр «хутор», т.е. «Каплановых, их хутор». Ногайская фамилия Каплановых произошла от слова къэплян «тигр». Небольшой ногайский аул был назван по имени своего основателя князя Адиль Гирея Капланова-Нечева, сына Атажука Адиль Гирея. Князь Капланов принимал активное участие в Кавказской войне и дослужился до чина генерал-майора. После окончания войны российское правительство выделило ему 5274 дес. земли, расположенной рядом с наделом села Армавир. Основным занятием жителей аула было скотоводство.

 

Ляпин хутор (рус.) – населенный пункт, находящийся на Ставропольском плато, в 16 км. к северу от Армавира. Свое название хутор получил по фамилии казачьего есаула, командира сотни донских казаков, которому здесь была пожалована земля еще во времена Кавказской войны. Ляпин был смертельно ранен в ходе военных действий в районе Константиногорска в 1804-1806 гг. Его жене и детям выделили небольшой участок земли, на котором был образован хутор. Первоначально надельной землей владели наследники Ляпина. Позже земля была продана, однако название хутора сохранилось до наших дней. В настоящее время здесь расположен зерносовхоз и живет 1500 чел.

 

Мариекъомэз (Мариекомез), (рус.-адыг.) – лес на правом берегу р. Уруп, немного выше устья реки. Мариекъо – фамилия «Мариев», мэз «лес», «Мариева лес». Владельцем леса был русский купец Мариев (Мареев) Феофан Иванович. Топоним интересен тем, что попал в адыгейский фольклор. В 1880-х гг. адыги аула Джасус (ныне село Вольное) были спровоцированы турецкими муллами и решили переселиться в Турцию. Дорога вела к армавирскому вокзалу. Первую ночь эмигранты провели в Мариевском лесу на берегу р. Уруп. Безымянный певец так оплакивал уход из родных мест:

        «Мариекъомэзэр къызэлъэтэгъадж

         О Стамбол губгъэжъэр тэ къытэджэжъыгъ».

Перевод: «В Мариевском лесу мы перекликаемся,

        Стамбула степь широкая нас кличет».

Поэт, сложивший эти строки, принял русскую фамилию Мариева за адыгскую, добавил к ней адыгейский суффикс и вставил в песню.

Примечание редактора: Упомянутого русского купца звали Мареев Феофан Тимофеевич. В Армавире ему принадлежал большой универсальный магазин. О том, что торговец был владельцем леса на р. Уруп, у меня сведений нет. (Весь Кавказ и Донская область на 1908 г. Первый торговый справочник-альманах. Ростов-н/Д., 1907. С.139.).

 

Остыгъэ уашъхэ (см. Тугъонэмэ я остыгъэ ошхь).

 

ПченыджегупIэ (адыг.) – местность на Ставропольском плато в 4-х км. к востоку от Армавира, где на поверхность выходят известковые рифовые образования древнего Сарматского моря, имеющие вид небольших скал. Пчены «коза», джегу «игра», пIэ «место», т.е. «Место игр (свиданий) коз». Неподалеку находится хутор Новенький. На его месте располагался казачий пост с тем же названием. Сюда на ночь съезжались караульные от всех других вышек. От поста дорога спускалась в долину р. Кубани. Эти места связаны и с другим топонимом коренных армавирцев – Болэтокъом иаджал чIыпIэ (см.).

 

Сары джол (ног.) – старая дорога на правом берегу р. Кубань, от Армавира до ст. Прочноокопской. Дорога проходила через нынешний поселок Старая Станица, шла вдоль мельничного канала к Ставропольской возвышенности, а затем поднималась к пос. Форштадту и далее вела в ст. Прочноокопскую. Данный топоним имеет ногайское происхождение и переводится как «Желтая дорога». Она действительно имеет желтый цвет от пыли и выходов глины. По рассказам старожилов, в более давние времена «желтая дорога» соединяла район Прочного Окопа на правом берегу Кубани с Тугановской башней на левом берегу реки.

 

Тугъонэмэ я гъогу (адыг.) – старинная дорога в окрестностях Армавира. Буквальный перевод топонима – «Тугановых, их дорога». По рассказам стариков, она начиналась вблизи устья р. Урупа, на левом берегу р. Кубани, тянулась вдоль Кубани мимо башни Тугановых, пересекала реку против станицы Прочноокопской и поднималась на Ставропольское плато.

 

Тугъонэмэ я остыгъэ ошхь (адыг.) – курган, находившийся к востоку от Армавира, в районе современного села Вольное. Топоним переводится как «Тугановых свечной курган». Армавирцы считали курган могилой князя Уораса Туганова. На вершине насыпи был установлен древний «оленный» камень (с изображением оленьих рогов), формой напоминавший свечу. По этой причине курган также называли Остыгъэ уашъхэ, т.е. «Свечной курган». С течением времени курган был размыт и осел, а памятник занесло землей. Только в 1966 г. у села Вольное «оленный» камень был случайно выпахан из земли и перевезен в Армавирский краеведческий музей.

 

Тузлыпсыхъурай (ног.-адыг.) – два соленых озера, находящиеся на Ставропольском плато, в 15 км. к востоку от Армавира. Гидроним образован из ногайских и адыгейских слов: туз «соль», лы – аффикс, говорящий о присутствии вещества или предмета, псы «вода», хъурай «круглый», т.е. «Соленая круглая вода (озеро)». Русское современное название двух озер – Убеженское малое и Убеженское большое. Убеженской называется небольшая станица на р. Кубани, неподалеку от озер. По рассказам старожилов, крестьяне приводили на озера лечить больной скот (прежде всего, лошадей). В настоящее время воду и грязи из озер используют местные больницы.

 

Тыгъонэмэ я блянэмэ япсыешъапIэ (адыг.) – местность на восточной окраине Армавира у устья р. Уруп. Тыгъонэмэ «Тугановых», я «их», блянэмэ «оленей», псыешъапIэ «водопоя место», т.е. «Место водопоя оленей (ланок) Тугановых». По бытовавшей среди армавирцев легенде, девушки из княжеского рода Тугановых воспитывали ланок. Затем оленьим молоком поили мальчиков, считая, что это сделает их храбрыми. По этой причине изображение оленьих рогов стало тамгой фамилии Тугановых.

 

Тыгъонэмэ якъал (Тыгонэмэ якаль), (адыг.) – старинное крепостное сооружение, башня рода Тугановых, располагавшаяся на восточной окраине нынешнего Армавира.  Тыгъонэмэ «Тугановых», я «их», къал «крепость», «башня». Эта башня была возведена примерно в XV-XVI вв. представителями знатного адыго-аланского княжеского рода Тугановых. Одного из них звали – Уорас.   Окончание -ас в его имени указывает на аланское происхождение. Фамилия Тугановых известна как у современных осетин, так и у адыгов.

Каменная башня Тугановых располагалась на высоком левом берегу р. Кубани между нынешней ул. Пугачева и устьем р. Уруп, в районе современной школы № 2. Возможно, что участок земли, на котором когда-то возвышалось это сооружение, с течением времени осыпался в реку. От башни на юг и на запад тянулась крепостная стена с воротами. С юга и запада всю систему укреплений окружал глубокий ров и земляной вал. По рассказам армавирских стариков, другая такая же башня была расположена на противоположном крутом берегу Кубани, на Ставропольской возвышенности. Можно предположить, что башни составляли часть общей сигнальной системы, некогда имевшейся в этом районе, и подавали сигналы на территорию Прочноокопского городища. Уничтожение башни Тугановых начали первопоселенцы Армавира в 1839 г. Сначала для хозяйственных нужд была разобрана стена, а затем и башня, от которой уже в 1860-х гг. остался только фундамент и ров. Вскоре исчезли и они.

Возвышаясь над поймой Кубани, башня выполняла несколько функций: контролировала проход по реке, служила для подачи сигнальных огней, а также являлась жильем для княжеской семьи. Двое стариков, видевших башню Тугановых, утверждали, что она по общему виду напоминала башню Адефий на р. Малый Зеленчук, сохранившуюся до наших дней. По рассказам старожилов, крепостное сооружение имело следующие параметры: основание башни было квадратным с длиной сторон по 6 м.; ее общая высота достигала 14-16 м.; всего в башне имелось 4 этажа. Первый этаж был углублен в землю и образовывал глухую камеру. Кверху башня сужалась. Стены были выложены из крупных, тщательно обработанных блоков из местного песчанистого ракушечника. В нижней части толщина стен доходила до 1,5 м., а кверху постепенно утончалась. Каменные блоки скреплялись раствором, а кладка крепостных стен была сухая. Башня имела один вход со стороны реки, на высоте 3-х м. над уровнем земли. Это отверстие вело на 2-й этаж, из которого можно было спуститься в нижнюю часть, а также подняться наверх через люки в перекрытиях. Такое сообщение осуществлялось с помощью лестницы, которая у адыгов называлась пкъэу лъеуй, т.е. «бревно-лестница». В нижнем этаже содержался скот, чаще лошади, поэтому башня называлась не только калэ «крепость», но и щэщ «конюшня». Третий и четвертый этажи были жилыми. Кровля представляла собой плоскую террасу. Здесь зажигался сигнальный огонь. Машикулей и бойниц не было, что говорит о постройке башни до применения пороха на Северном Кавказе. Сооружение имело несколько небольших оконных проемов, ориентированных по разным сторонам света. На третьем этаже располагался очаг с надочажной цепью. Перед ним лежал длинный плоский камень – Тугъонэмэ я ыстыпIэ, т.е. «место сидения Тугановых». Это место занимал старейший из мужчин в семье. Неподалеку от входа в башню стоял каменный столб с коновязью. На нем была вырезана родовая тамга Тугановых – оленьи рога в окружности. К числу материальных остатков башни Тугановых можно отнести длинный прямоугольный камень, который был вынут из стены башни и привезен в Армавир Петром (адыг. имя – Щъэоай) Тер-Сааковым. При моей памяти его использовали для устройства ступенек летней кухни.

Примечание редактора: Р.К.Аракелов приводит следующий список информаторов – черкесо-гаев, сообщивших ему сведения о башне Тугановых. Это: П.Тер-Саакян, А.П.Тер-Саакян, К.К.Аракелов, К.С.Муратов, О.А.Чубаров, Г.Т.Айвазов. Все эти люди лично видели башню или ее остатки. По словам Р.К.Аракелова, «почти все жители Армавира старшего поколения также подтверждали существование башни». До сегодняшнего дня я не встречал документальных свидетельств об упомянутой «башне Тугановых». Единственным косвенным источником существования некоего «древнего укрепления» вблизи Армавира, в углу слияния рек Урупа и Кубани (т.е. на том месте, где Р.К.Аракелов помещает башню), является известная Военно-историческая карта Северо-Западного Кавказа Е.Д.Фелицына. (Фелицын Е.Д. Военно-историческая карта Северо-Западнго Кавказа с обозначением несуществующих ныне крепостей, укреплений, редутов, фельдшанцев, постов и главнейших кордонных линий, устроенных русскими войсками с 1778 по 1864 гг. Тифлис, 1898.).

 

Уарп станиц (рус.-адыг.) – так черкесо-гаи называли станицу Урупскую (ныне Советская), расположенную на левом берегу р. Урупа, в 16-18 км. южнее Армавира. Станица была основана в 1842 г. вблизи российского Ново-Георгиевского укрепления. Основание станицы Урупской стало одним из этапов заселения так называемой Лабинской линии, в которую вошли станицы Вознесенская, Лабинская, Чамлыкская и др.

 

Уашъхьэдегу (адыг.) – высокий, поросший кустарником холм, расположенный к юго-востоку от Армавира на правом берегу р. Урупа. Уашъхьэ «гора», дегу «глухой», т.е. «Глухая гора». Черкесо-гаи считали эту возвышенность могилой князя Уораса Туганова.

 

Фриденталь (нем.) – немецкая колония, основанная на левом берегу р. Кубани, рядом с имением барона В.Р.Штейнгеля Хуторок, в 15-ти км. к северо-западу от Армавира. Название происходит от немецких слов – Frieden «мирная» и tal «долина». В настоящее время этого населенного пункта не существует.

 

Хьапчыо ипсын (Хапчу ипсын), (адыг.) – колодец, располагавшийся в семи километрах к югу от Армавира. Топоним переводится как «Хапчыа колодец». Хьапчыо – собственное имя крестьянина из рода Джантемировых, на средства которого и был выкопан колодец в степи для общего пользования.

 

Хьатхэ и лъапэжъий (адыг.) – местность к юго-востоку от Армавира, на левом берегу р. Уруп, выше железнодорожного моста. Хьатхэ – собственное мужское имя, и «его», лъапэ «палец ноги», жъый «маленький», т.е. «Хьатха, его маленький палец ноги». Происхождение топонима неясно. Любопытно, что местность на противоположном, правом берегу р. Урупа называлась Хьатхэ и лъапэшхо (см.), т.е. «Хьатха его большой палец ноги». Имя Хатхэ не упоминается ни в одной из песен черкесо-гаев. Может быть, существовал ныне забытый нарт Хьатх, некогда живший в наших местах?

 

Хьатхэ и лъапэшхо (Хатхэ и лэпешхо), (адыг.) – местность к юго-востоку от Армавира, на правом берегу р. Уруп, выше железнодорожного моста. Хьатхэ – собственное мужское имя, и «его», лъапэ «палец ноги», шхо «большой», т.е. «Хьатха, его большой палец ноги». Происхождение топонима неясно.

 

Чамлык (ног.) – разъезд на железнодорожной линии Армавир-Туапсе, в 28 км. к западу от Армавира. Свое название разъезд получил по речке Чамлык, правому притоку р. Лабы. Имя указанной реки происходит из ногайского языка и состоит из двух частей: чам «ель», лык – суффикс, обозначающий качество. Таким образом, название реки Чамлык переводится как «Еловая река», а одноименного разъезда – «Еловый разъезд».

 

ЧиракIэкъом и гъочIэгъ (адыг.) – пещера, находящаяся неподалеку от Армавира, на правом берегу р. Кубани, в обрывах Ставропольского плато. ЧиракIэкъо – фамилия коренных армавирцев, в русском произношении – Кирьяков, и «его», гъочIэгъ «пещера», т.е. «Кирьякова, его пещера». В конце XIX – начале ХХ в. в Армавире и других местностях Северного Кавказа действовала большая группа грабителей. Население считало, что свои богатства главарь банды Кирьяков и его друзья прятали в указанной пещере, и что существовал тайный ход под р. Кубанью, связывавший Армавир с тайником. И то и другое является вымыслом.

 

Шъхьэщэфыж (адыг.) – адыгское название аула Урупский, расположенного на правом берегу р. Уруп в 26 км. южнее Армавира. Топоним буквально переводится как «Голова выкупившая себя» или «Голова выкупившаяся», что подчеркивает социальный облик основателей аула. Аул был основан и первоначально заселен бывшими крепостными крестьянами, откупившимися от своих владельцев в 1860-е гг. Позже сюда переселились адыги из различных племен. Из жителей Урупского аула вышли революционер Мос Шовгенов, педагог и автор детских книг Чичмай Пшунелов, современный писатель Исхак Машбаш и др.

Примечание редактора: Данный аул был основан в 1864-1865 гг. черкесами, бывшими крепостными армавирских армян. (ГАКК. Ф.774. Оп.1. Д.257. Л.7,23-23об.; Есть район над Кубанью. Б.м., 1994. С.15.).