Армавирский сайт история карты справочник информация  

86137.ru - сайт про город Армавир

 

О городе

Фото

Фото

Истории и мысли

Форум

Рассылка

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

«Образы людей проходят предо мною…»

 

Автор книги Аракелов Р.К., под редакцией С.Н.Ктиторова

к содержанию книги
 

(биографический очерк о Рафаэле Каспаровиче Аракелове)

   История лишь тогда становится близкой и понятной, и память о предках навечно поселяется в наших сердцах, когда находятся люди, которые удивительным образом умеют оживлять образы прошлого, делая его картины захватывающе реальными, заставляя звучать голоса далеких пращуров, открывая взору давно забытые события седой старины. Далеко не каждый профессиональный историк обладает таким талантом. Для этого недостаточно простой суммы знаний и исследовательского опыта. Одухотворять историю, вступать в непосредственный диалог с прошлым, стирая границы между веками, может лишь человек с чутким открытым сердцем, способный ценить и искренне любить каждую частицу окружающего нас мира, потому что в них живет тепло рук и дыхания предков, трепетно и бережно сохраняющий память об их деяниях, в которых заключен залог нашего нынешнего земного бытия. Благодаря таким людям, не порывается вечная связь времен, из поколения в поколение транслируются опыт и достижения материальной и духовной культуры общества, что позволяет человеку оставаться разумным и одухотворенным существом, осознающим свое высшее предназначение в жизни.

Практически в каждом городе есть летописцы местной истории, хранители традиций и знаний, владеющие бесценным секретом общения с предками. Благодаря этим бескорыстным исследователям прошлого, всякий уголок родной земли отличается самобытностью и неповторимостью, обладает необъяснимой притягательной силой для живущих здесь людей. Именно таким летописцем, прекрасным знатоком старины был наш земляк армавирский историк-краевед Рафаэль Каспарович Аракелов (13.03.1912 г. – 7.04.2001 г.).

Он появился на свет 13 марта 1912 г. в тогда еще селении Армавире в семье коренных жителей черкесо-гаев (черкесских армян) из старинной фамилии Аракеловых. Его отец – Каспар Карпович Аракелов (1872 – 1942 гг.) был небогатым торговым служащим в крупной мануфактурной фирме братьев Тарасовых. Несмотря на отсутствие специального образования, он много читал, его отличала внутренняя культура и интеллигентность. В свободное от работы время занимался садоводством, любовно ухаживая за вишнями, яблонями, абрикосами, грушами и другими фруктовыми деревьями, росшими во дворе его небольшого домика по ул. Клубной (ныне Урицкого, 31). После Октябрьской революции эта страсть стала основной профессией, и в 1934-1936 гг. Каспар Карпович служил садоводом в зеленом хозяйстве санатория Государственного Академического Большого театра в курортном поселке Макопсе на берегу Черного моря. Мама Рафаэля Каспаровича - Аракелова (Тер-Саакян) Шогокат Акоповна (Александра Яковлевна) (1885 – 1970 гг.), как и положено женщине из семьи черкесских армян, рачительно и умело вела домашнее хозяйство. Она была моложе мужа на 17 лет, неграмотна, и поэтому боготворила своего образованного любознательного сына. О своих родителях Р.К.Аракелов неизменно вспоминал с искренней теплотой и сыновней любовью.

В те далекие годы основным уделом юношей черкесо-гаев была служба в многочисленных лавках, складах и магазинах селения. Обычно после окончания местного начального 2-х классного Александровского училища (ныне главный корпус АГПУ) они поступали работать в торговые заведения, исполняя обязанности продавцов, разносчиков, упаковщиков или просто «мальчиков» для различных поручений. Многим потом удавалось дослужиться до приказчиков, управляющих и открыть собственное «дело». Скорее всего, подобная стезя ожидала и маленького Рафаэля Аракелова, однако судьба распорядилась по иному. В 1917 г. грянула революция, перевернувшая весь прежний уклад жизни и быта. Армавир погрузился в пучину кровавой гражданской войны. Следы ожесточенных боев огненного 1918 г. до сих пор видны на фасаде старинного кирпичного дома (ныне ул. Урицкого № 29), стоящего по соседству с «аракеловским» владением.

Советскую власть, окончательно утвердившуюся в Армавире в марте 1920 г., большинство местных черкесо-гаев встретило настороженно. В массе своей вчерашние торговцы, приказчики, хозяева лавок и магазинов, всю жизнь посвящавшие фанатичному и упорному продвижению к имущественному благосостоянию, веками передававшие коммерческие промыслы из поколения в поколение, коренные армавирцы не разделяли уравнительных лозунгов и идеалов нового общества. Глубоко религиозные, смотревшие на свои родные армянские храмы как святыни, они не одобряли атеистическую политику пролетарского государства. Прохладное и отчужденное отношение к Советской власти, воспринятое, скорее всего, от отца, сохранялось у Рафаэля Каспаровича на протяжении всей его жизни. До конца своих дней он не принимал новых названий армавирских улиц, упорно употребляя их прежние наименования, часто вызывая смех, а порой и раздражение окружающих. Он так и не вступил ни в комсомол, ни в партию.

До 8-ми лет Рафаэль воспитывался в кругу семьи. Уже в детские годы его отличал живой ясный ум и любопытство. Как и в большинстве домов коренных армавирцев, у Аракеловых свято сохранялись многие старинные черкесские традиции, проявлявшиеся в области пищи, костюма, повседневной хозяйственной утвари, религиозных представлений. Все это не могло пройти незаметно для бойкого смышленого Рафаэля. Особенно он любил слушать короткие адыгские нравоучительные повествования, так называемые – «таурых», которые увлекательно рассказывал, заходивший каждый день в гости к Аракеловым пожилой сосед – Гавриил Тимофеевич Айвазов. Старик Гавриил, или как его чаще звали по-черкесски Каприль, также происходил из старинного рода черкесо-гаев. Он знал множество занимательных преданий из прошлого адыгов, закубанских армян и других народностей Северного Кавказа. Пожалуй, именно он зажег в душе маленького Рафаэля первую искорку горячего интереса к культуре и быту черкесо-гаев и родственных им горцев.

Неспешные «таурых» в исполнении Каприля Айвазова  и других почтенных стариков армавирцев на всю жизнь запечатлелись в памяти Рафаэля Каспаровича. Уже на склоне лет он вспоминал об этих днях детства: «После обеда на стол ставили виноград или фрукты. Каприль, отщипывая по ягодке и причмокивая от удовольствия, начинал какой-нибудь общий разговор, а затем, постепенно, переходил на старину – о первых поселенцах Армавира, о набегах, о хитростях Засса, об Абатовых, с которыми Айвазовы давали клятву взаимной верности; обо всем том, чем была богата жизнь Северо-Западного Кавказа в прошлом столетии». В дальнейшем Р.К.Аракелов стал целенаправленно заниматься сбором, переводом и литературной обработкой «таурых», рассматривая их как ценнейшие памятники фольклора черкесских армян и адыгов. В 1957 г. ему удалось напечатать 5 подобных повествований в 7-м номере альманаха «Дружба», издававшемся в г. Майкопе. Данный труд Р.К.Аракелова получил хорошую рецензию в краевой газете «Советская Кубань». До наших дней эта небольшая подборка является единственной публикацией произведений устного народного творчества черкесо-гаев.

В 1920 г. Р.К.Аракелов поступил в трудовую школу «девятилетку» (ныне гимназия № 1, на углу улиц Комсомольской и Халтурина). Эта бывшая женская гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Армавира, отличаясь высоким уровнем проведения занятий и «педагогическим уклоном». Ее выпускники получали право преподавать в начальных четырех классах школы «первой ступени». Специфика школы в дальнейшем определила профессиональный выбор Рафаэля Каспаровича в пользу благородного ремесла педагога. В стенах школы юноша познакомился с замечательным армавирским историком-краеведом, большим знатоком природы родного края Борисом Львовичем Выродовым, который в то время преподавал географию. Без сомнения, общение с этим неординарным человеком способствовало тому, что первоначально праздный интерес к прошлому черкесо-гаев и Армавира превратился у Рафаэля Каспаровича в серьезное пожизненное увлечение, а с Борисом Львовичем установилась крепкая дружба, пережившая не одно десятилетие.

В 1929 г. Р.К.Аракелов окончил школу и тогда же, летом, совершил вместе с отцом свою первую поездку в Карачай по маршруту: аул Кувинский – Баталпашинск, ст. Усть-Джегутинская – ст. Красногорская – г. Микоян-Шахар (ныне г. Карачаевск) – Теберда. У матери Рафаэля были слабые легкие и муж повез ее в Теберду, славившуюся своим уникальным целебным климатом. Уже тогда юноша собирал по пути этнографические сведения, внимательно изучал древние христианские храмы в горах, знакомился с бытом и обычаями местных жителей. В этом ему помогало прекрасное знание адыгейского языка, который он считал своим родным. Много позже, уже в 1963 г., Рафаэль Каспарович провел по тем же горным тропам, к древним христианским храмам Карачая, свою младшую дочь Тамилу с ее будущим мужем Владимиром. Этот поход так потряс молодых людей, что положил начало их многолетнему увлечению туристическими экспедициями на Кавказ. Именно с конца 1920-х гг. у Рафаэля Каспаровича начинает формироваться научный архив с разнообразными историко-этнографическими материалами, а также солидная регионоведческая библиотека.

         Решив поступать в Институт Востоковедения, Р.К.Аракелов едет в Москву. Однако здесь его ожидает большое разочарование. Общежития у вуза не имелось. А средств на наем квартиры у молодого человека не было. Р.К.Аракелов возвращается в Армавир.

         Сведения о дальнейшем этапе жизни Рафаэля Каспаровича, к сожалению, отрывочны. В 1932 г. он поступает учиться в Институт кооперативной торговли в г. Воронеже. Сегодня сложно сказать, что заставило любознательного молодого человека отказаться от попыток получить историческое образование. Может быть, в нем вдруг подсознательно заговорил «голос крови», в котором дала о себе знать извечная тяга черкесо-гаев к традиционному торговому ремеслу. Кто знает?.. Как бы там ни было, институт переводится в Москву, и в апреле 1937 г. Р.К.Аракелов закончил обучение, получив на руки диплом Московского института советской кооперативной торговли Центросоюза СССР и РСФСР по специальности: «Технолог-товаровед по продовольственным товарам».

После этого он приезжает в Армавир и посвящает себя педагогической деятельности. Поступив на работу в Механико-технологический техникум, Р.К.Аракелов стал преподавать курс по технологии производства продовольственных товаров. Одновременно он подрабатывал в школе в качестве учителя черчения. На досуге же Р.К.Аракелов всецело отдавался любимым краеведческим изысканиям.

Удачно складывалась личная жизнь. В 1936 г., во время учебы в г. Воронеже, Рафаэль Каспарович познакомился со студенткой того же вуза Марией Блюмкиной (1916-1995 гг.) – дочерью школьного преподавателя Григория Блюмкина и врача-гинеколога Елены. Завязавшаяся дружба быстро переросла в большое и взаимное чувство, и в том же году молодые люди поженились. Они всегда были неразлучны, прожив в мире и согласии почти 60 долгих и счастливых лет. После окончания института Мария Григорьевна многие годы работала учителем химии в армавирской средней школе № 1 (ныне гимназия № 1), оставив там о себе самые теплые и светлые воспоминания.

В 1938 г. в семье Аракеловых появился первенец – дочка Инночка. В 1941 г. родилась вторая девочка – Тамила. Как истинный кавказец Рафаэль Каспарович мечтал о сыне, не просто наследнике, но и продолжателе краеведческого дела, и поэтому известие о рождении второй девочки он встретил с некоторым разочарованием. Вместе с тем, дочерей он очень любил. Дети и жена стали самым большим счастьем в жизни Рафаэля Каспаровича. Отец души не чаял в своих дочках. Он мог часами играть с ними, рассказывая русские и кавказские сказки, а также увлекательные истории из жизни и быта черкесов и закубанских армян. Как когда-то маленький Рафаэль, девочки восторженно слушали рассказы о живших в горах богатырях нартах во главе с бесстрашным Сосруко, о катавшихся на зайцах, злых и хитрых карликах испах, о колдунах уддах, о гордых и заносчивых черкесских князьях пши, проводивших всю свою жизнь в войнах и набегах, о трудолюбивых скотоводах и земледельцах тфокотлях, о том, как на смену ночи всегда приходит день, а добро неизменно побеждает зло. Послушать доброго сказочника часто сбегались соседские детишки. Для них рассказы Рафаэля Каспаровича стали первыми незабываемыми уроками любви к прошлому родной земли и уважения ко всему многообразию национальных культур и традиций местных народов.

Когда началась Великая Отечественная война, в армию Рафаэль Каспарович призван не был из-за слабого зрения (болезнь роговицы). В период фашистской оккупации вместе с семьей оставался в Армавире. С женой и двумя маленькими дочками на руках уходить ему было просто некуда. После изгнания гитлеровцев из города он продолжал преподавательскую деятельность. Военная тематика нашла непосредственное отражение в краеведческих занятиях Р.К.Аракелова: на протяжении многих лет он кропотливо собирал сведения о коренных армавирских черкесо-гаях, защищавших советскую родину и участвовавших в боевых действиях.

Работа в техникуме требовала педагогического образования, и Рафаэль Каспарович в 1948 г. оканчивает годичные курсы Московского высшего педагогического института Центросоюза по специальности: «Товароведение пищевых товаров» и получает квалификацию преподавателя техникума. После этого Р.К.Аракелов вместе с женой был направлен в небольшой волжский городок Дубовку под Сталинградом с целью восстановления химических лабораторий по всей области. Об этом периоде своей жизни он позднее писал: «Работал, работал и работал, как все мы в те нелегкие годы. Но все время хотелось сделать что-либо, связанное с родным городом». Наконец, в 1953 г. Рафаэль Каспарович окончательно возвращается в Армавир. Здесь он вплоть до выхода на пенсию в 1972 г. преподавал химию и технологию сначала в Механико-Технологическом, а затем в Машиностроительном техникуме. Одновременно в школах города он давал уроки черчения. Именно в эти годы он все больше и больше отдается историко-краеведческой работе.

В своей исследовательской деятельности Р.К.Аракелов не замыкался в себе, как это нередко, к сожалению, бывает у краеведов, отгораживающих богатый мир собственных увлечений от окружающих. Он старался широко и активно пропагандировать знания о прошлом родной земли среди учащихся техникумов и школ. Во время летнего отпуска преподаватель редко сидел дома. Почти каждый год Рафаэль Каспарович организовывал походы и экспедиции в районы Краснодарского края, Адыгеи, Ставрополья, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Абхазии и в другие уголки Кавказа. Им были исхожены сотни километров лесных и горных троп, собран обширный этнографический материал, сделаны фотографии и рисунки многочисленных памятников седой старины этого неповторимого края. В обширном кавказоведческом архиве Рафаэля Каспаровича сохранились десятки мастерски выполненных им зарисовок древних христианских храмов, мечетей, надмогильных мусульманских памятников, оборонительных горских башен, руин крепостей, орудий труда и предметов быта кавказских народов.

Очень важно, что в большинство походов Р.К.Аракелов отправлялся вместе со своими учащимися. Подобная работа имела огромное воспитательное значение, способствуя развитию у ребят чувства патриотизма и уважения к прошлому родной земли. В 1964 г., во время празднования 150-летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова, Рафаэль Каспарович совершил с учащимися Машиностроительного техникума большой поход по местам, тесно связанным с жизнью и творчеством великого поэта, пройдя по маршруту: ст. Прочноокопская – г. Карачаевск, пос. Теберда – руины аула Джамаат. После возвращения в Армавир в зале техникума была организована выставка рисунков, выполненных Р.К.Аракеловым во время этой экспедиции. Рафаэль Каспарович был прекрасным художником. Его гравюры и рисунки с видами архитектурных древностей Кавказа неоднократно экспонировались не только в Армавире, но и Краснодаре, Ростове-на-Дону и в Москве, вызывая искренний интерес у публики.

Большой радостью для Рафаэля Каспаровича были успехи его взрослеющих дочерей. Инна Рафаэльевна (по мужу Суринова) окончила Медицинский институт в г. Горький, после чего пришла в армавирскую 3-ю городскую больницу. На протяжении 32 лет она занимала здесь сложнейший и ответственейший пост заведующей отделением реанимации. И после выхода на пенсию Инна Рафаэльевна продолжает работать в больнице анестезиологом-реаниматологом. Младшая дочь – Тамила Рафаэльевна (по мужу Архангельская) унаследовала от отца склонность к гуманитарным наукам и закончила два института – Педагогический в Ростове-на-Дону и 1-й Московский институт иностранных языков. Всю свою жизнь она посвятила преподаванию английского языка; 22 года проработала в системе Министерства внешней торговли на Высших курсах иностранных языков, в качестве переводчика побывала во многих странах мира. Тамила Рафаэльевна является автором многих учебников по деловому английскому языку, до сих пор активно занимается преподавательской деятельностью. Заложенные отцом кавказские традиции частично были переданы и последующим поколениям: так, дочка и внучка Тамилы первые 8-9 месяцев жизни провели в старинной фамильной черкесской люльке, что избавило молодых родителей от утомительной стирки пеленок. Люлька дважды «приезжала» в Москву в 1967 и 1989 гг. Сейчас она находится в Армавирском краеведческом музее.

В 1966 г. Рафаэль Каспарович стал дедушкой. Почти одновременно на свет появились две внучки – у Инны Рафаэльевны родилась дочь Наташа (дедушка чаще всего называл ее по-черкесски – Набза), а у Тамилы Рафаэльевны – Инна. Специально для внучек, используя материалы неисчерпаемого черкесского фольклора, Р.К.Аракелов написал две трогательные детские сказки: «Сказка о маленьких испах и о том, как были построены дольмены», и «Сказка о горе Борей и собаке-птице». В рецензии на эти произведения член Союза писателей СССР кубанский литератор В.Неподоба отмечал, что автор «умеет своим воображением сделать живыми и доступными вещи и образы далеких от нас времен».

Рафаэль Каспарович действительно обладал редким даром вызывать к жизни образы и картины прошлого. В городе все меньше оставалось стариков – непосредственных свидетелей событий дореволюционной истории Армавира, представителей коренных жителей черкесо-гаев, сохранявших быт и традиционную культуру своего народа. Все чаще Р.К.Аракелов погружался в мир собственных воспоминаний, воскрешая перед своим мысленным взором фигуры ушедших в вечность предков. В предисловии к рукописному сборнику «таурых», он признавался: «Иногда я закрываю глаза, и образы людей, живших двадцать-тридцать лет назад, проходят предо мною: вначале они туманны, но затем яснее выступают из мрака прошлых лет и принимают все более реальные формы, они двигаются, рассказывают, живут.., но – в моих мыслях, в моих воспоминаниях. Так, вопреки времени, я вызываю целые фрагменты своей прошлой жизни».

В 1960-е гг. Р.К.Аракелов наряду со сбором историко-этнографического материала начинает все более активно заниматься его анализом и исследовательской работой. Направления его деятельности были самыми разнообразными. Рафаэль Каспарович много лет выявлял и изучал тамги – родовые знаки собственности черкесо-гаев, пытался выяснить их происхождение и связи с подобными фамильными знаками горцев; серьезно занимался вопросами антропонимики закубанских армян, анализируя этимологию их имен и фамилий; собрал десятки пословиц и поговорок коренных армавирцев, сравнивал их с аналогичными памятниками устного народного творчества адыгов; рисовал подробные схематические планы Армавира, выделяя на них традиционные кварталы – хабли черкесо-гаев, отмечая места расположения оборонительных укреплений аула, старинные названия улиц, определял владельцев отдельных домовладений, указывал важнейшие объекты и  достопримечательности; составил подробное описание усадьбы коренных армавирцев, их жилых и хозяйственных построек, планировки и обстановки комнат. Прекрасно зная адыгейский язык, Рафаэль Каспарович записывал и подробно, буквально построчно, анализировал исторические, бытовые и обрядовые песни горских армян и черкесов. Таким образом им были переведены и исследованы следующие песни: «Джантемирова Дударыко, его оплакивающая песнь», «Оплакивающая песнь об Уорасе Туганове», «Оплакивающая песня о царе Леоне VI», «Переселение в Стамбул-Турцию», «Оу Редада», «Люльки (колыбельная) песнь» и др.

3 августа 1962 г. Р.К.Аракелов выступал с докладом на заседании сектора языка и литературы Адыгейского научно-исследовательского института в г. Майкопе с докладом: «Древние границы расселения адыгов по памятникам материальной культуры».

Р.К.Аракелов написал большую статью о традиционной черкесской детской люльке и об обрядах, связанных с рождением и воспитанием ребенка. Огромный интерес представляет его работа «Архитектурные памятники в Армавире и вокруг него», а также исследования о древних христианских храмах Северного Кавказа. Пожалуй, главным трудом, созданным Рафаэлем Каспаровичем, является объемная рукопись «Топонимия Армавира и других мест проживания черкесо-гаев». В ней собраны и тщательно проанализированы географические названия тех мест, с которыми были связаны горские армяне. В эту работу вошел материал не только об Армавире и Кубани, но и о топонимах Карачаево-Черкесии, Крыма и Дона. Исследование по топонимике Р.К.Аракелов направил для рецензии в г. Нальчик своему знакомому, профессору Дж.Н.Кокову, руководившему ономастическим семинаром при кафедре русского языка Кабардино-Балкарского госуниверситета. На заседании семинара (26.04.1986 г.) был составлен официальный отзыв, в котором говорилось: «В названной рукописи содержится ценный материал по языку и этнической культуре адыгейцев армянского происхождения (черкесо-гаев г. Армавира). Материалы рукописи дают много интересного для изучения результатов взаимодействия языков – армянского и адыгского». Члены семинара, высказав ряд конкретных замечаний, рекомендовали работу к печати.

В области топонимических изысканий Р.К.Аракелов плодотворно сотрудничал с известным адыгейским исследователем-лингвистом К.Х.Меретуковым, который в 1982 г. в одном из своих писем, в частности, писал: «Глубокоуважаемый Рафаэл Каспарович! Прежде всего, я должен Вас поблагодарить за помощь, оказанную мне во время сбора топонимического материала. Если Вы помните, я у Вас побывал по этому поводу где-то в 1967 или в 1968 гг.».

К сожалению, мы никогда точно не узнаем о всех исторических исследованиях Р.К.Аракелова, поскольку многое из его архива было утрачено, а ряд произведений сохранился лишь в черновиках и отрывках. Самое главное значение деятельности Рафаэля Каспаровича состоит в том, что в нашей стране он являлся практически единственным человеком, который систематически и целенаправленно собирал и изучал произведения фольклора коренных жителей Армавира черкесо-гаев, стремился сохранить и донести до потомков эти бесценные памятники, отразившие мудрость, мировоззрение, этические принципы и идеалы своеобразной национальной группы населения Северо-Западного Кавказа. Больше этим не занимался никто.

Такая активная деятельность армавирского краеведа, конечно же, не могла остаться незамеченной профессиональными историками и этнографами. В отличие от большинства краеведов того времени, Рафаэль Каспарович был знаком и вел переписку с рядом известных ученых кавказоведов и лингвистов: В.К.Гардановым, В.П.Невской, Дж.Н.Коковым, Э.С.Мурзаевым, А.Гадагатлем, К.Х.Меретуковым, Л.П.Польским и др. Р.К.Аракелов находился в добрых, приятельских отношениях с замечательными советскими писателями, коренными армавирцами С.А.Дангуловым и Б.М.Каспаровым. Приезжая из Москвы в Армавир, Савва Артемьевич Дангулов непременно заходил к Рафаэлю Каспаровичу в гости.

К сожалению, признавая несомненную ценность собранного Р.К.Аракеловым материала, профессиональные историки, чаще всего, не обращали внимания на исследовательское дарование самого краеведа. Обычно ученые, посещавшие во время экспедиций Армавир, относились к нему как к информатору, т.е. как к простому старожилу, источнику тех или иных сведений. Рафаэля Каспаровича это сильно уязвляло. По словам его дочери И.Р.Суриновой, «у отца в доме всегда было много гостей, к нему за информацией и консультациями часто приезжали исследователи из Москвы и других городов страны». Обычно армавирский краевед щедро делился своими материалами. И что самое обидное, используя полученную информацию для подготовки статей и монографий, историки «забывали» ссылаться на Р.К.Аракелова. Сегодня трудно сказать, почему так происходило, но это факт.

Р.К.Аракелов хотел быть полезным не только своим знакомым историкам и краеведам. Он упорно пытался заявить о себе и своих изысканиях научному миру и общественности. Однако голос его, к сожалению, услышан не был. Ежегодно Рафаэль Каспарович письменно обращался в научные центры, издательства, редакции журналов Краснодара, Майкопа, Черкесска, Ставрополя, Нальчика, Ростова-на-Дону, Еревана, Москвы и других городов, предлагая для опубликования те или иные историко-этнографические работы. На все эти обращения неизменно следовал отказ. При этом ответственные лица и учреждения соглашались с тем, что материалы Р.К.Аракелова представляют значительный научный интерес, но в силу различных причин (отсутствие средств, загруженность другими заказами, необходимость предварительного включения в план работы, другая специфика издательства, иной регион и т.п.) напечатаны быть не могут. С просьбой помочь в решении этого вопроса Рафаэль Каспарович неоднократно обращался к своему старому другу писателю С.А.Дангулову, слово которого, без сомнения, было бы услышано в московских издательствах. Однако всякий раз ответом писателя было молчание… Словно злой рок преследовал армавирского краеведа, тщетно пытавшегося донести результаты своей многолетней работы до широкого читателя.

В 1972 г. Р.К.Аракелов вышел на пенсию. Еще много лет он вел интенсивный и подвижный образ жизни – совершал походы в горы, почти ежедневно общался с местными старожилами, собирая исторические материалы, очень много читал, постоянно писал, дополнял и исправлял свои исследования, вел обширную корреспонденцию, серьезно увлекся филателией, как когда-то отец, занимался садоводством. Жил он в том же доме, небольшой турлучной, обложенной кирпичом хате, где на заре ХХ века появился на свет. Постепенно годы и болезни брали свое. Активной краеведческой работой Р.К.Аракелов занимался до середины 1990-х гг. В 1995 г. умерла любимая жена – Мария Григорьевна. Для Рафаэля Каспаровича словно солнце закатилось… В последние годы жизни он уже почти не работал. Скончался Р.К.Аракелов 7 апреля 2001 г., не дожив 11 месяцев до своего 90-летия. Ушел еще один представитель старшего поколения черкесо-гаев. Вместе с ним канул в небытие целый мир традиционной культуры коренных армавирцев, хранителем которого он являлся долгие годы.

Мне не довелось лично знать Рафаэля Каспаровича, хотя мы были современниками, и я слышал о его краеведческих увлечениях. После его смерти я познакомился с его дочерьми И.Р.Суриновой и Т.Р.Архангельской, которые поведали мне о своем отце и показали собранные им материалы. Постепенно родилась общая идея написать очерк о Рафаэле Каспаровиче и опубликовать одно из его исследований. Настоящая брошюра – это дань памяти и уважения к нашему замечательному земляку – Рафаэлю Каспаровичу Аракелову.

Помещенная в данном издании работа, это небольшая часть уже упоминавшегося труда Р.К.Аракелова по топонимике черкесо-гаев и Армавира. Ряд приведенных здесь сведений заимствован из других рукописных исследований и различных записей и заметок краеведа. В брошюру вошли лишь те топонимические материалы, которые касаются Армавира и его окрестностей. Текст работы был существенно отредактирован, сокращен и систематизирован. При этом, однако, ни один топоним не был исключен из исследования. Некоторые данные уточнены и дополнены, например, – сведения о точных адресах внутригородских микротопонимов; после каждого географического названия указана его языковая принадлежность. В необходимых случаях в текст после словарных статей включены примечания редактора, снабженные ссылками на источник информации данных пояснений.

В предисловии к сборнику «таурых» Р.К.Аракелов говорил: «Каждый пишущий надеется, что написанное – это посеянное, и оно в дальнейшем даст плоды». Хочется пожелать, чтобы публикуемая здесь топонимическая работа принесла свои добрые плоды в деле развития и сохранения знаний о прошлом нашего Отечества. 

P.S. Выражаю искреннюю благодарность Инне Рафаэльевне Суриновой и Тамиле Рафаэльевне Архангельской за их незаменимые и живые воспоминания об отце и за всемерную помощь в работе по подготовке данного издания. 

         Доцент кафедры Регионоведения

         и специальных исторических

         дисциплин АГПУ, канд. ист. наук                         С.Н.Ктиторов