Мой мир
Рассказы для армавирских детей 1960-1970 гг.
Владимир Шнайдер Наш
двор был самым значимым участком Моего мира после квартиры. С одной
стороны он был ограничен забором, вдоль которого тянулись
грядки-полисады соседей. В начале его, сразу после ворот, и левее их
стояла сторожка, а заканчивался забор самым грязным местом двора:
мусорным ящиком и туалетом. С другой стороны – прямо напротив дома –
были сараи и «загородки» жильцов, перед которыми находились два
огородика, разделённые нашей голубятней. Напротив забора высился большой
одноэтажный склад, где работала моя бабушка, управляясь с огромным
электрическим прессом по упаковке в тюки шкур и пушнины. За складом, в
самом далёком углу было ещё несколько сараев и палисадов.
Сараи были покрыты шифером и рубероидом. Их широкие,
тёплые и плоские крыши, соединяющееся друг с другом, представляли собой
такое тихое и покойное место, что другого подобного во дворе было не
найти. Мы валялись на них, смотрели в небо, болтали о всяких мелочах, и,
наверное, там и тогда целостность мира была завершённой в своём
спокойствии, ясности и простоте.
И эта отдалённость от основного двора наших
излюбленных крыш превращала их то в необитаемый остров, то в палубу
корабля, то в плато «затерянного мира», а мы были его единственными
жителями.
За пределами двора располагались уже сравнительно
отдалённые рубежи Моего мира, которые включали в себя кроме нашего
квартала ещё соседний, начинавшийся через дорогу, а также прилегавшие
торцы других – по всему периметру. Со стороны улицы Ефремова лежал
сквер, можно сказать, в английском стиле. Он не весь входил в Мой мир,
а, пожалуй, только до половины. Дальше начиналась территория «стохатки».
Туда, как собственно и в саму стохатку, или попросту продуктовый магазин
в стоквартирном доме, я ходил только вместе с кем-то из старших. А ещё
это распространялось на летний сад Армалита, где была открытая
киноплощадка. Но вначале скажу о сквере и более близких местах.
Мы называли его «скверик», и никакой другой в мире
сквер не мог больше под этим подразумеваться. Со сквериком были связаны
самые разноречивые детские воспоминания. Это была одна из самых
загадочных частей Моего мира. Я знал, где растут деревья, посаженные
вразнобой, а где рядами, где фруктовые (их, к сожалению, было очень
мало), а где хвойные, где растёт чертополох, и это место я называл
«глухоманью», а где можно найти сладкие стручки акации. В сквере было
множество троп и тропинок. Там водились ящерицы и кузнечики, которых мы
ловили с разными целями; там были даже шмели и шершни, встречались
несуразные «кобылки». В сквере мы находили траву, внутренние белые части
стебельков которой, по вкусу напоминали, то чеснок, то огурцы, то ещё
что-нибудь. Идущая по периметру всего сквера тропа, была для нас
велотреком, а аллея из самых больших и старых в сквере деревьев –
огромных акаций – в своё время повела нас в школу.
Каждая лужа Моего мира имела своё лицо. Одни были
мелкими и недолгими, почти не оставлявшими следа. Но была и совсем
другая лужа. Она разливалась прямо перед нашими воротами, едва не
достигая тротуара. Проще будет сказать, сколько дней в году её не было,
чем то, сколько она была. Летом она бывала дивной, и нас – мальчишек –
вообще не раздражала. Над ней стояли два огромных тополя, а за ней
проезжая часть улицы Первомайской. Дорога эта была грунтовой, грязной,
посыпаемой местами чёрной отработанной, то ли пылью, то ли песком из
печей завода Армалит. Она была родной, мягкой, тёплой и совсем
неопасной. Улица Первомайская начиналась для меня огромной лужей.
Лужей-морем, со своими островами и мысами, с непередаваемой зелёной
тиной, покрытой россыпью крошечных серебряных пузырьков воздуха. Там
жили водомерки, жуки-плавунцы, и мы охотно изучали эту фауну.
Справа от лужи были огороды, а в то время, о котором
я говорю – просто какая-то территория, представлявшая собой запущенную
паузу, медленно перетекавшего вытоптанного тротуара в такую же невнятную
проезжую часть.
Короче говоря, периметр квартала был изучен и
включён в Мой мир по степени удалённости. Здесь были разные места и
местечки, где строились шалаши, ловились бабочки, бились носы и коленки.
Самым удалённым углом был тот, что, разумеется,
находился по диагонали от нашего, и было это на пересечении улиц
Тургенева и Коммунистической.
Оттуда было рукой подать до летнего сада завода
Армалит.
Если пройти по Коммунистической,немного дальше от
границы Моего мира, в сторону улицы Энгельса, то в самом центре
квартала, с правой стороны, между частными домами был участок стены
метров в десять, перелезая который мы оказывались на летней
танцплощадке. Весь сад был как бы в центре квартала, только двумя своими
частями выходя наружу: это собственно парадный вход с железной сварной
афишей и турлучными оштукатуренными воротами-аркой. Справа от входа была
будочка-касса, а слева буфет, где в те времена продавали пиво с солёными
бубликами-сушками и воду с сиропом, добавляемым в стаканы из высоких
прозрачных цилиндров. Другой такой участок – противоположный входу, как
раз тот самый, о котором и идёт речь.
Танцплощадка заросла высокой травой, пробивавшейся
между старых тротуарных плиток. Эта часть армалитовского сада была
спокойной и какой-то умиротворённой. Дальше шла аллея из запущенных
кустов сирени, в которых изредка попадались скамейки с чугунными ножками
и каркасами спинок. Самым удивительным в скамьях было то, что у них
сохранились почти все деревянные бруски, на которых сидели люди,
казалось, ещё до войны.
В то время сад уже уверенно угасал, и две
качели-лодочки, и высокая круглая беседка выглядели как забытые
разъездным музеем экспонаты. Сад оставался где-то в 50-х или 60-х годах.
Повернув налево, мы оказывались на небольшой
площадке с круглой, слегка ухоженной клумбой и лепными облупившимися
пионерами и школьницами. Это пространство обрамляли кусты буйно
разросшейся сирени, которая одна здесь, кажется, не чувствовала скорого
конца. Прямо от клумбы был уже описанный центральный вход, направо –
летняя киноплощадка. Собственно ради неё мы сюда и приходили.
Родители водили меня в кино. Мы садились на лавки из
трёх дощечек, отец курил, я щёлкал семечки. Это было здорово. Из
индийских фильмов мне запомнился тот, что был про слонов. Я очень
плакал. Из французских – всё, что связано с Луи де Фюнесом, Фантомасом и
Анжеликой, а из наших – «В бой идут одни старики».
А в те дни, когда мы не ходили в кино, спать нас
отправляли «пораньше». И тогда, когда мы уже лежали в своих кроватях, мы
прислушивались к раскатистым, ухающим звукам кино из «Армалита». В такие
моменты я жутко завидовал мальчишке, который, с его слов, мог видеть
экран прямо с крыши своего сарая.
Вернуться к списку рассказов
Комментариев нет - Ваш будет первым!
|