Тот самый медляк
Рассказы для армавирских детей 1960-1970 гг.
Владимир Шнайдер
Всё когда-то бывает в первый, а когда-то и в последний раз.
До жути банальное утверждение, прописная истина, пресная фраза и
литературный штамп, и всё до тех пор, пока это не коснется тебя. Пока,
проигрывая времени около пятидесяти лет, ты не поймешь, что
расплачиваешься «последними разами» и «больше никогда́ми», завершающими
логический ряд однотипных событий. И вот интересно, что первые разы мы
помним хорошо, если они не относятся к периоду младенчества, а последние
далеко не всегда. И не потому, что память стала плохая, а потому, что в
редком-редком случае отчётливо осознаешь, что это событие – последнее.
Это, как правило, выясняется значительно позже, когда надежда на то, что
оно снова повторится, наконец, тебя оставляет. И происходит это
совершенно буднично. Однажды вдруг ты замечаешь, что не хватает чего-то
привычного, в свое время даже поднадоевшего. Начинаешь вспоминать,
напрягаться, путаться в датах и лицах, пытаясь припомнить, когда же оно
было в последний раз, и в какой-то момент приходит ватно-невнятный образ
«то ли было, то ли нет». А сразу вслед за этим, другая мысль своим
намороженным пальцем выписывает прямо на спине: «А может это и был
последний раз?» То есть, вообще последний. Последний раз, который ты
толком и не запомнил.
Например, я не помню, когда я танцевал свой последний медляк. Сейчас речь
идёт не о медленных парных танцах с девушкой или женщиной, кои
периодически случаются на свадьбах детей моих одноклассников. Речь также
не об уважительно-формальных приглашениях на корпоративах, потому что
всё это не медляки.
Медляк начинается смятением, подготовкой к тому, чтобы встать и подойти,
словно нырнуть в теоретически ласковое, но вначале довольно холодное
море. Гипотетически существующая возможность «обломаться», то есть быть
отвергнутым с разной степенью вероятности и цинизма, словно компьютерный
вирус разрушает все твои логические построения в отношении того, что
будет или может быть после медляка.
«Ах, этот ве-ечер, лукавый маг/ Одетый ве-ечно в лиловый фрак/ по-гас-нут
све-ечи, уйдет любовь/ И в это вечер вернётся вновь».
Это песня из советского музыкального фильма «Ах, водевиль, водевиль!»
сопровождала мой первый медляк. Это была лучшая песня всех времен и
народов. До сих пор при звуках этой музыки я ощущаю сладковато
карамельный запах духов мой первой партнерши по медленному танцу.
Самой интригующей в этой песне мне казалась фраза про любовь, которая
уйдет после того как погаснут свечи, но в этот же вечер вновь вернётся.
Эта последовательность событий представлялась мне намеком на то
обстоятельство, что для того чтобы погасли свечи, любовь, в принципе, не
обязательна. При этом между «погаснут свечи, уйдет любовь» и «в этот
вечер вернётся вновь» явно прослеживалась какая-то временнáя пауза,
вмещающая именно то, ради чего и была вся песня. Оптимистичный конец про
то, что любовь все ж таки вернется, уже в те времена казался мне
лицемерной данью советской идеологии, вроде бы не допускавшей того, чтоб
свечи гасли без любви.
В тот вечер мы собрались у кого-то на дне рождения или каком-то другом
празднике группой из 10-12 одноклассников. Я тогда учился в 9 классе, то
есть мне было лет пятнадцать или шестнадцать. Всё было довольно
пристойно. Наша одноклассница, ставшая виновницей этой встречи, жила в
«частном секторе». Пафосных дворцов в то время ещё не строили, и все
«частники», на мой взгляд, жили в более или менее одинаковых домиках на
низком цоколе под шиферной крышей, с верандой, маленькой
прихожей-коридорчиком, и тремя или четырьмя комнатками с выбеленными или
оклеенными обоями стенами. Последнее говорило о том, что хозяева
стараются держаться на уровне.
Помню, был накрыт ещё по-детски безобидный стол, мы разодеты во всё
праздничное, и настроение соответствовало моменту. Постепенно дошли до
кремового торта с розочками, а после него наступила пора для танцев.
Свет в комнате был потушен. Полумрак разбавляли лампочки на фасаде и в
коридоре, освещая «танцплощадку» через окно и открытую дверь.
В тот вечер я пригласил на медляк одноклассницу, которая появилась в нашей
школе совсем недавно, то есть была «новенькой». Она мгновенно влюбила в
себя несколько юношей из нашего и параллельного классов, в числе которых
был и я. Бессмысленно описывать ощущения во время первого в жизни
медленного танца. Ещё его можно было бы назвать первым контактным
танцем. Зрение и слух притупляются, а обоняние и осязание обостряются до
предела. По-моему, моя партнёрша по танцу не испытывала подобных
переживаний. В итоге, свечи не то чтобы не потухли, а даже и не
зажглись. Но это было уже вторично.
Здесь надо сказать о том, что ещё за год до этого события я представлял
себе парные танцы с девушками исключительно как кружение в вальсе: её
рука у меня на плече, моя у неё на талии, в другой руке – её рука и
расстояние между нами никак не меньше 10-15 сантиметров.
И вот на одном из школьных вечеров я увидел тот самый медляк. Это событие
произошло в ДК АПЗ. После торжественной части объявили дискотеку. Я
куда-то вышел из зала, где всё это происходило, а когда вернулся, то
увидел нечто. Выглядело это примерно так: иду я себе по коридору,
подхожу к двери в большой зал, где должны были уже танцевать, и замираю
от неожиданности. При полном освещении, звучит какая-то медленная
мелодия и прямо посреди зала танцуют три или четыре пары. Сказать, что
они танцуют, в моем тогдашне представлении, будет большой натяжкой. Они
обнимаются и приблизительно в такт музыке топчутся, медленно
поворачиваясь вокруг некой воображаемой оси, прочно зажатой между ними.
Реально, для меня это было открытием. Я восхитился смелости этих юношей и
девушек, и подивился откровенности, с которой они приникали друг к
другу. Интриги добавляло то, что одной из танцующих была моя
одноклассница. Она принадлежала к такому типу девушек, которые рано
взрослеют, рано выходят замуж, почти сразу рожают и к годам к 36-37 уже
становятся бабушками.
Есть люди, которые как-то легко создают семьи. Кажется, что это получается
у них также естественно как перейти в следующий класс или сменить зимнюю
одежду на летнюю. Вдруг откуда-то берутся какие-то женихи или невесты, о
которых ещё недавно и слыхом никто не слыхивал, становятся их мужьями
или женами, и что самое удивительное, это бывает надолго. Иногда
создаётся впечатление, что прочно заложенный у таких людей алгоритм
поступков, предусматривающих брак вот сейчас и без всяких «может быть»,
оттесняет рассудочность и рефлексию в область рудиментов сознания, а
оказавшийся в эпицентре событий потенциальный партнер, навек становится
единственным, в крайнем случае – главным, ну или хотя бы первым и
последним.
Именно такой девушкой была моя одноклассница, которую я увидел в том самом
медляке. Она обнимала обеими руками за шею парня, который был на два
года старше и на две головы выше её. Она плотно прижималась щекой к его
груди, и у неё было какое-то отрешенное и задумчивое выражение лица.
Вероятно, именно такими были лица у некоторых петербуржских дворянок,
примерно через час после того, как они узнали, что стали женами
декабристов.
Прилагательное «томное» и глагол «млеть» в те времена мне мало о чем
говорили, иначе я бы их использовал в описании первого увиденного мной
со стороны медляка.
Кстати этот парень, с которым танцевала моя одноклассница, как выяснится
чуть позже, был её любовью на все времена. Его внешность и иные качества
уже тогда представлялись мне посредственными. В таких случаях принято
задаваться вопросом: и что она в нем нашла? Примерно через два года
после этого легендарного медляка он разобьет её пылкое сердце какой-то
серенькой интрижкой. Однако локомотив, несущийся по маршруту
«Школа-Лето-Замужество», было уже не остановить. Рядом с эпицентром
взрыва, разнёсшего сердце нашей героини, почти случайно оказался
флегматичный выходец из Сибири, который тут же был инерционно очарован,
и через пару месяцев мы уже гуляли на свадьбе. Эта пара существует и
поныне.
Вот такими насыщенными были ретроспектива и перспектива этого короткого и
незабываемого спектакля под названием «Тот самый медляк». И хотя я
оказался в зале уже после третьего звонка, моё впечатление от этой
одноактной пьесы без слов не пострадало. «Ого-го! Оказывается так можно!
Интересно-интересно… ». Примерно такую фразу можно было бы написать на
облаке у меня над головой, если бы я вздумал изложить эти события в виде
комикса.
Вернуться к списку рассказов
Комментариев нет - Ваш будет первым! |