Кол
Рассказы для армавирских детей 1960-1970 гг.
Владимир Шнайдер
В нашей школе давным-давно существует четырехбальная шкала оценок.
Удивлены? Для меня это открытие стоит в одном ряду с ягодой-арбузом и
травой-бананом. Суть в том, что «1» не является официально признанной
оценкой, то есть учителя не должны её ставить в тетради или дневники.
Нет такой оценки. Но не тут-то было. Моя первая учительница вовсю
использовала воспитательно-унизительно-подавительный потенциал единицы,
а кроме того применяла ещё и укоризненное «См», которое мы проговаривали
как «сэмэ», хотя по логике нужно было бы говорить «эсэм» или тогда уже «сым».
Это сэмэ в конце наших каракулей (будь то цифры или буквы) должно было
как бы говорить нам: вот эта вот муть не заслуживает моего внимания, но
так как настроение у меня вчера было не слишком сумрачное, я решила
порасписывать ручку и вывести тебе более сложное начертание, чем «1»
(КОЛ).
Можно сказать, что я учился в начальной школе с явно завышенными
требованиями, где использовалась не четырехбальная, а шестибальная
система, причем три балла были в явном негативе и означали «плохо»,
«хуже некуда» и рвотный спазм.
Дело в том, что у меня плохой почерк. Вообще у мальчиков почерк, как
правило, хуже, чем у девочек, а если это исключение из правил, то тут
уже нужно насторожиться родителям. А в начальной школе учителя особенно
ценят опрятность. У тебя не должно быть помарочек (таких
микроскопических исправлений), под правую руку нужно положить
промокашку. Если ты не подложишь промокашку, то ручка заскользит по
жирной поверхности или у тебя (о, ужас) останутся на листке отпечатки
пасты с пальцев или ладоней. Короче, «сэмэээ»!
Начальная школа была раем для девочек. В большинстве своем они
аккуратненькие, немного медлительные и дисциплинированные. Они берут на
коленки свой пахнущий дерматином ранец, открывают блестящую застежку и
заглядывают внутрь. Там все разложено по секциям (двум или трем). Вот
они достают свои тетрадочки в зеленых обложках, на каждой из которых
написано «ТЕТРАДЬ», а ниже кругленькими буквами внесены класс, учебный
предмет, имя, фамилия и «цы». Последние две буквы это не код и не
секретное имя, а дополнение внесенного типографским способом полуслова «учени».
Между последней страницей и обложкой вложена промокашка – листок мягкой
шершавой бумаги белого или розового цвета, немного напоминающий
современную дорогую туалетную бумагу, только чуть плотнее.
В те времена, когда ученики использовали наливные ручки или писали
перьями, промокашки были им очень нужны, мы же в них не сильно
нуждались, но тетрадоделательная промышленность по инерции продолжала
нам их подкладывать.
Я терпеть не мог (и не могу) писать на лощёной бумаге, из которой
изготавливали, как мне кажется, тетради в линию, то есть для занятий по
русскому языку. Эта бумага выглядела очень качественной и была более
белой по цвету, чем нелощеная, но в ней был какой-то холод и официоз, а
сделать ошибку на лощеной бумаге казалось гораздо бóльшим преступлением,
чем на обычной. Наверное, с тех пор мне по сердцу тетради в клетку,
состоящие их желтоватых и немного шершавых листов самой обыкновенной
бумаги.
Последний лист обложки заслуживает особого внимания. За весь период моего
обучения я запомнил четыре варианта основного содержания этой страницы.
Это была таблица умножения, таблица Пифагора, гимн СССР и моральный
кодекс строителя коммунизма. Вместе с ними нередко прилагался перечень и
основные значения системы мер и весов.
Тетради были двенадцати-, восемнадцати- и двадцатичетырехлистовые. Тетради
большего формата в школе не использовались и назывались «общими», как бы
подразумевая, что в объем более 24 листов записывать что-либо одно
слишком расточительно.
Вот такую двенадцатилистовую тетрадь из лощеной бумаги в линейку и с
розовой промокашкой девочки нежно клали на парту. Потом они вынимали
свой пенал, в котором были разноцветные ручки и остро очиненные мамой
простые карандаши. В наши времена нередко ещё встречались так называемые
химические карандаши. Если грифель такого карандаша «послюнявить», то
какое-то время он пишет как будто чернилами. Такие карандаши нам не
рекомендовали использовать на занятиях и у девочек их, разумеется, не
было. Что такое фломастер мы знать не знали и слыхом не слыхивали.
Первый фломастер в своей жизни я увидел где-то уже на рубеже старших
классов. На меня, равно как и на любого другого, он произвел
неизгладимое впечатление. Обладатели фломастеров сразу достраивали
несколько ступеней в своей социальной лестнице. Фломастеры прибавляли им
загадочности и некоей нездешности. Я точно не помню, но, наверняка,
первый фломастер я увидел у кого-то из девочек.
И вот наша девочка достала тетрадку, ручку, карандаши, её учебники уже
сложены ровной стопкой на краю стола, а внизу этой стопки хранилось и
вовсе нечто заветное. Это дневник. Именно со школьного дневника у людей
начинает вырабатываться чувство ценности официальных бумаг и подписей, а
красный цвет чернил вписывает в юное сознание спектр ассоциаций от
ликования на грани эйфории до безысходности и отчаяния. Расположение
дней недели в школьном дневнике до сих пор доминирует в моем сознании
над иными календарными схемами.
Наверное, у многих есть своя запись в дневнике, которая запомнилась на всю
жизнь. У меня она была такой: «Ваш сын сбежал с урока труда и прятался
из-за угла». Ей Богу, так и было записано.
Мысль о том чтобы вырвать страницу из паспорта сегодня порождает во мне
похожие эмоции с теми, когда я задумывался о возможности вырвать лист из
дневника или наблюдал, как это делают другие.
В общем, ученицы в младшей школе, как ни крути, удобнее учеников.
Опрятные, с хорошим почерком без помарок – их тетрадки так легко
проверять, даже не надо голову морочить: проверила одну, поставила перед
собой и сличай с другими, как картинку в жанре «найди десять отличий».
Наша учительница так и делала, прямо на уроке. А ведь, когда тебе 7 или
8 лет, всё что делают взрослые, а особенно учителя, кажется правильным.
В тот далекий день я выполнял какое-то упражнение по русскому языку.
Разумеется, его нужно было вывести аккуратным почерком в тетрадь в
линеечку из лощеной бумаги. Не помню точно, в чем именно я напартачил,
но, видимо, корявость моего почерка и пара-тройка чернильных отпечатков
пальцев добили учительницу, и она влепила мне кол. Она не просто
поставила единицу, она размашисто врезала её на полях размером больше
чем в половину страницы. Добавляло трагизма то, что это была первая
страница тетради, а значит, это клеймо мне пришлось бы носить до конца
четверти. Не могу подобрать сравнения с тем, что было со мной, когда я
открыл тетрадь. В современных фильмах подобное эмоциональное состояние
героя отражают изменением ракурса заднего плана, который как бы
увеличивается и надвигается на персонажа, словно раздавливая его. Вот
это очень точный художественный прием. Не знаю уж задним планом или
чем-то ещё, но в тот день меня точно раздавили. Я шел домой обреченным.
Мать умела подобрать слова, после которых у меня оставалось ощущение, что
я не просто получил плохую отметку, а упал в турнирной таблице всех её
кровных родственников на последнее место, и это угрожало мне вылетом в
низшую лигу, которая состояла, главным образом, из родственников моего
отца.
Выход был только один: упражнение переписать (разумеется, ровненьким
почерком без помарок и ошибок), а тетрадь с
единицей уничтожить. Причем сделать это было нужно настолько срочно, что
мать забрала меня с собой на работу. Оставить меня дома и дать
переписать самостоятельно было решительно невозможно, так как я уже
доказал свою несостоятельность. Мысль о том, чтобы поручить (не
попросить, а именно поручить) проконтролировать меня кому-либо из
домашних мать не допускала, поскольку дома её окружали сплошь одни
только родственники отца. Так я оказался на её рабочем месте.
Мать работала на мебельном комбинате каким-то небольшим начальником. У неё
был кабинет, который она делила с несколькими своими сослуживцами,
выполнявшими ту же работу, что и она.
Я уселся за её рабочий стол, положил перед собой две тетради: оскверненную
и чистую. Стыд за полученный кол был настолько большим, что я прикрыл
его промокашкой. Так оказалась доступной только верхняя часть листа со
злосчастным упражнением. По мере переписывания промокашка перемещалась
всё ниже и ниже, неминуемо угрожая обнажить разящий позором меч единицы.
И всё бы ничего, но в кабинет все время заходили и выходили материны
коллеги, а она, как назло, куда-то исчезла. И вот, когда переписывать,
не открыв самого острия единицы, было нельзя, в кабинете появилась одна
из материных сослуживиц. Это была совсем молодая девушка с открытым
лицом и приятной улыбкой. Она только что о чем-то громко разговаривала
за дверью и заливисто дохохатывая окончание разговора вошла в кабинет,
увидела меня, подмигнула и прошла к стойке-вешалке, чтобы снять плащ.
Потом она должна была пройти у меня за спиной, чтобы занять свое место.
Я весь съежился и слегка подвинул вверх промокашку. Я старался не
смотреть на девушку, когда она приблизилась к моему столу. Я наклонился
к тетради, больше всего заботясь о том, чтобы она не увидела кол. А она
остановилась у меня за спиной. Снаружи доносился фабричный гул. Кто-то
глухо кашлял в коридоре. Девушка отодвинула мою промокашку. В таких
случаях пишут: время для меня остановилось. Потом я услышал, как она
тихо и совсем беззлобно усмехнулась и погладила меня по голове. И всё.
После этого она прошла за свой стол, села и занялась какими-то делами, а я
отложил ручку, прислонился к высокой спинке стула и посмотрел в окно.
Уже смеркалось, темно-синие облака наползали откуда-то из-за корпусов
фабрики. Когда закончится смена, мать вынуждена будет возвращаться домой
через пять или шесть кварталов, где единственным уличным освещением были
лампочки на фасадах. Отец не мог позволить ей такой прогулки и всегда
встречал у проходной. Потом они шли домой, и обсуждали прошедший день
или говорили о чем-то ещё. Наверное, сегодня мать будет рассказывать ему
про мою единицу, но я знал, что сначала он подхватит меня на руки, и я
уткнусь носом в ворот его пахнущей тяжелой работой рубахи.
Я посмотрел на девушку, которая, казалось, уже забыла обо мне. А потом я
смял промокашку и бросил её под стол.
Вернуться к списку рассказов
Комментариев нет - Ваш будет первым! |