1
Сентября
Рассказы для армавирских детей 1960-1970 гг.
Владимир Шнайдер
Я знаю, что название месяца пишется со строчной буквы. Но 1 Сентября это
не название месяца – это название дня. Не рядового 1 сентября, которое
наступает каждый год, а того самого 1 Сентября, отношение к которому я
бы выразил как к 1 сЕНТЯБРЯ. То есть к тому дню, когда для меня началась
школа, и когда моя жизнь разделилась на «то, что было» и «что теперь с
этим делать».
Я не люблю 1 сентября, и это мягко сказано.
Петр I сделал много важных дел, но есть среди них одно, за которое я
отношусь к нему не просто как к великому царю, а как к близкому по духу
человеку, который, надо думать, испытывал к 1 сентября такие же чувства
как и я. Он перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января.
Школа началась для меня не с 1 Сентября, а немного раньше. Я думаю, с того
момента, когда я сломал руку.
Наш двор был отгорожен от тротуара высокой, метра в два, кирпичной стеной.
Верхняя часть этого забора была не плоской, а двускатной и
оштукатуренной. Таким образом, идти по верху забора было сродни
балансированию на канате. Обычно я передвигался по этой бровке на
четвереньках. Но в тот день со мной вместе на забор полез Серёга –
соседский мальчик на год старше меня. Серёга лез впереди и в какой-то
момент, поднявшись с коленок на обе ноги, быстро засеменил по самому
верху. Я, не колеблясь, последовал его примеру, через два шага свалился
на тротуар и поломал левое предплечье.
Было очень больно, рука мгновенно распухла, меня повезли в травматологию и
наложили гипс. Самое ужасное было то, что вскоре мне нужно было идти в
подготовительную группу к школе. Было это, наверное, в феврале или
марте. По крайней мере, я ещё носил теплую одежду.
У меня было сильное ощущение того, что я не такой как все со своей
поломанной рукой. Это чувство не исчезло, когда родители привели меня в
школу. Я отчётливо помню свой первый день в классе, точнее его первые
минуты.
Здесь надо сказать, что я не был коммуникабельным ребенком. Я не ходил в
детский сад, а впоследствии я ни разу не ездил в пионерский лагерь.
Родители не считали это необходимым. А тут ещё этот гипс. Пальто
застегивалось сикось-накось, рука ложилась на парту со звуком и
располагалась не так как у всех, и вдобавок ко всему я никого в классе
не знал, точнее почти никого.
В школе, где мне предстояло провести ближайшие 10 лет, гардероба не было и
дети раздевались прямо в классах, повесив свои вещи на длинную вешалку,
прибитую почему-то к дальней от входа стене. И вот, первые минуты моей
школьной жизни начались с того, что я стал осматриваться в классе и
заметил на вешалке два хорошо знакомых и совершенно одинаковых пальто.
Они принадлежали двум близнецам, которые жили со мной по соседству, и с
которыми я был хорошо знаком. Это было очень приятное для меня открытие,
так как, во-первых, до этого я не знал, что они идут со мной в один
класс, во-вторых, кроме них я вообще никого из знакомых не увидел и,
в-третьих, это как-то отвлекло меня от сломанной руки. В общем, я
обрадовался невообразимо, и, бурно жестикулируя, как-то по-своему стал
их приветствовать. А мальчики были «садиковские». Они, как по команде,
вылупили на меня свои глаза и сделали такие выражения одинаковых лиц,
которые должны были сказать мне, что я совершаю какую-то неимоверную и
абсолютно недопустимую глупость. Я никак не ожидал такой реакции, а
взгляд учительницы в мою сторону, который свидетельствовал о её полной
солидарности с близнецами, усилил моё одиночество.
Больше с периода «подготовишки» я почти ничего не помню. Вероятно, самое
большое открытие для себя я сделал в первые десять минут моего
пребывания в этой группе.
Потом наступило долгое лето, а лето в детстве всегда было очень долгим, но
в итоге, к сожалению, проходило. И мы стали готовиться к школе.
Если спускаться с Сенного моста в сторону улицы Энгельса, то с правой
стороны до сих пор можно увидеть легкое одноэтажное строение типа
торгового павильона. В те времена, когда я готовился к школе, оно
выглядело несколько иначе и ещё более просто, чем даже сейчас. Там
располагалась пивная, которую в народе называли «Колхида». Это было
связано с тем, что однажды тяжелый грузовик этой модели, разогнавшись с
моста, невероятным образом въехал прямо в пивнушку. Немного далее
«Колхиды», буквально в 30-40 метрах ниже по той же стороне улицы
Ефремова была парикмахерская. Любопытно, что это сооружение, более
напоминающее крашеный дощатый сарай, сохранилось и до сего дня. Сейчас
оно, вероятнее всего, действительно, служит кому-то сараем и молодому
поколению даже в голову не приходит, что некогда здесь трудились мастера
мужских и дамских причесок. Их опыт ценился настолько, что к ним
присылали практикантов, то есть выпускников того самого места, где
обучают стричь. Впрочем, мастер там был один, и практикантка в тот
момент была у него тоже одна.
И вот мы встретились. «Мы» - это я – совсем молодой человек, который
завтра собирается в первый класс, моя мать, которая привела меня
подстричь, чтобы я был красивым мальчиком в день своего 1 Сентября, и
практикантка, у которой, как выяснилось, в тот момент тоже был день
своего 1 парикмахерского Сентября. Короче, я был у неё первым. Всё это
было очень символично. А особенно символичным было то, что она выстригла
вкривь мою челку, и это её творение запечатлелось на трёх или четырёх
фотографиях с моего 1 Сентября, то есть на всю жизнь. Мать негодовала, и
это я запомнил хорошо, но обрезанные волосы было уже не пришить.
Уже с самого утра моего 1 Сентября у меня было ощущение, что обязательно
что-то пойдёт не так. Я собирался медленно, совсем ненамеренно оттягивая
своё свидание со школой. Потом мы вышли из дома: я, отец и мать. Солнце
было ярким, но не утомляло. Мы пошли в школу через сквер по улице
Ефремова, который в те времена представлял собой совершенно
необустроенное пространство без крошки асфальта или бетона и даже без
единой скамейки. Его пересекали только пыльные дорожки, по одной из
которых я и пошел в школу.
Отец, видя моё сумрачное настроение, попытался было меня ободрить.
Простой рабочий человек с восьмью классами образования, он не нашел
ничего лучшего, чем сказать мне, мол, не переживай, сынок, как получится
учиться, так и получиться, на производстве люди тоже нужны. Уже с годами
я осознал всю трогательность этой попытки человека, принадлежавшего
своему времени. Но в тот момент его слова не успели даже коснуться моего
сознания, так как мать с быстротой мангуста выдала короткую и очень
емкую тираду по поводу интеллектуальных данных моего отца, его рода
деятельности и моих совершенно безрадостных перспектив в случае
получения хотя бы одной тройки. Причем, как я понял, мать брала на себя
обязательства устроить эту безрадостность сразу же, а не в далеком
будущем. Это стало эпиграфом к школе.
Потом мы все вместе пришли на школьный двор. Уже знакомая мне
учительница-первая-моя построила своих рекрутов во главе вывернутого
внутрь каре. Напротив нас оказались десятиклассники, то есть выпускники,
которые должны были повести нас в наши классы. Началась линейка.
Под конец этого мероприятия нам раздали по букету гладиолусов, которые мы
должны были вручить десятиклассникам. Это значит, что мы должны были
побежать с букетами наперевес через всё пространство школьного двора,
достичь первых рядов людей исполинского роста и кому-то из них, этих
загадочных незнакомцев, вручить свой букет. Я знал, я чувствовал, что
что-то должно было пойти не так. В итоге я замешкался на старте, не
получил «своего» десятиклассника, наткнулся на равнодушные улыбки
великанов со снопами гладиолусов и сунул свой букет кому пришлось.
Вместо благодарности меня окатил заливистый девичий смех, как
выяснилось, девятиклассниц. Я бросился догонять отступавших и очнулся
только в классе, когда перекладывал учебники и бледно-розовые
пластмассовые счетные палочки.
Наш класс казался мне большим и ярким, из него выходило три огромных окна,
одно во двор и два на спортивную площадку. Я сидел на предпоследней
парте первого ряда и делал, наверное, всё то, что делали и остальные. За
десять лет мне предстояло научиться именно этому: делать то же самое,
что делали остальные, но только лучше. Именно за это я получал пятерки и
тогда мне ничего не угрожало.
На доске было написано розовым мелом «Поздравляем с 1 Сентября». Будничным
движением учительница стерла надпись и отложила влажную тряпку. Потом
она говорила о чём-то важном. Я должен был это запомнить, но не
запомнил. На высыхающей доске вдруг появились океанские волны, низкие
кучевые облака и маленький плот, которому не суждено было дожить даже до
перемены.
Вернуться к списку рассказов
Комментариев нет - Ваш будет первым! |